Найти в Дзене

Что вам мешает творить?

Оглавление

Сколько кружков и секций вы прошли, прежде чем убедить себя, что родились абсолютно бездарными? Сколько раз каждый из нас в детстве слышал: «не выдумывай!», «не фантазируй!», «не воображай!». Я тоже помню, как в пять лет на уроке в художественной школе пыталась нарисовать яблоню. В итоге её за меня нарисовал учитель, бросив: «всё равно у тебя ничего толкового не выйдет». Кому знакомо? Давайте разбираться, как подобные ситуации отражаются на нашей способности креативить во взрослом возрасте.

Забудьте всё, что вам говорили в детстве

Главное отличие детей от взрослых – первые рождаются гениями, а вторые всеми силами стараются «задушить» гениальность. Абсолютно все дети изначально творческие личности, и до шести лет они, в основном, думают правым полушарием. Именно оно отвечает за наше творчество и креативность.

Взрослые же пытаются как можно раньше «вписать» ребёнка в рамки, заданные социумом. И в этом нет вины родителей, их воспитывали точно так же. Но вся беда в том, что таким образом закладывается отрицательное отношение к фантазии и творчеству. После шести лет ребенок всё больше полагается на суждения логического полушария и забывает о том, что пришел в мир творцом.

Когда взрослый человек сталкивается с задачей, где нужно проявить креативность, творческий подход, он наталкивается на барьер «не выдумывай!», поставленный в раннем детстве. И далеко не каждый может осознанно преодолеть этот барьер и начать свободно фантазировать. Чуть позже приведу несколько советов, как с этим бороться.

Многим также с детства «вбили в голову» представления о слабых способностях. «У тебя нет слуха, поэтому ты никогда не станешь музыкантом», «у тебя нет способностей к языкам, и никогда не быть тебе переводчиком», «предел твоих художественных способностей – палка, палка, огуречик». Дети слышат подобные высказывания на каждом шагу. Наверняка вы тоже помните похожие слова от родителей, знакомых или учителей.

Помню, когда мама привела меня на пробное занятие в балетную школу, первым заданием было “попрыгать, как мячик”. “Ну и корова!” – буркнула под нос моя несостоявшаяся преподавательница. Наверное, она думала, что я не услышу. Но я, увы, услышала и навсегда потеряла желание заниматься какими-либо танцами. Зря, наверное...

В итоге взрослые объясняют отсутствие какого-либо умения, вполне достижимого тренировкой, примерно так: «у меня нет слуха, поэтому я не могу выучить французский» или «ничего не поделаешь, нет у меня таланта».

Петербургские психологи Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская в работе «Творчество и преодоление стереотипов» отмечают, что такие фразы становятся ритуальными и препятствуют дальнейшим достижениям, создавая табу на успех в творческой деятельности.

А зачем вообще развивать творческий потенциал, воображение, креативность?

Если не сложилось с детства стать художником, поэтом или музыкантом, так, может, и не надо? Или всё-таки хочется быть творцом?

Ни для кого не секрет, что буквально за последние полтора-два года произошел серьезный скачок в развитии искусственного интеллекта. О возможностях нейросетей уже говорят чуть ли не из каждого утюга. Зачем тогда учиться рисовать, если компьютерная модель за несколько минут создаст десяток-другой шедевров? Или зачем учиться красиво писать, если есть ChatGPT, который напишет за тебя хоть пост для соцсети, хоть диплом, хоть книгу? Зачем нам вообще развивать креативность, когда искусственный интеллект готов выдать за несколько секунд сотни новых, оригинальных идей? Как, уже готовы повесить лапки, ушки и носы? Или ещё поборемся за ведущую роль?

На самом деле вопрос этот не нов. Ещё в 2014 году стартовал проект «Атлас новых профессий», созданный по итогам масштабного исследования «Форсайт Компетенций 2030». Уже десять лет назад «Атлас» позволил оценить, где в будущем ещё понадобится человек, а где всю работу будет выполнять искусственный интеллект.

Те умения, которые компьютеры будущего, по оценкам экспертов, не освоят, можно условно отнести к трём видам интеллекта: социальному, эмоциональному и творческому. В «Атласе» даже выделены такие надпрофессиональные навыки и умения, как способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса.

Ситуация и сейчас кардинально не поменялась. Искусственному интеллекту по-прежнему не доступны глубокие социальные и эмоциональные взаимодействия. Да и с творчеством не все так однозначно. Рисунки нейросетей, конечно, порой завораживают, но они основаны на определенном алгоритме - подборе подходящих по цвету ближайших пикселей. А текстовые нейросети, обученные на огромном массиве данных, всего лишь подбирают наиболее вероятный ответ на запрос пользователя. Искусственный интеллект ещё достаточно слаб. Он не знает окружающий мир так, как его знают люди. Он всего лишь выдает результат на основе того, чему обучен. Обучают его опять же люди. И они же задают вопросы и ставят перед машиной определенные задачи. Так что пока рано бояться, что нейросети полностью заменят людей. Они, скорее, заменят посредственностей. Тех, кто привык работать по готовому набору шаблонов и не стремится вносить в этот набор что-то новое.

Поэтому, если вы хотите быть востребованным специалистом, развивайте творческие способности. Хорошая новость заключается в том, что творческий интеллект, в отличие от логического, можно повысить. Для этого существует великое множество техник и методов, но главным, на мой взгляд, должен стать подход: «давай придумаем!».

Многие думают, что развивать оригинальность мышления нужно только представителям творческих профессий. На самом деле творец живёт в каждом из нас. И если вы его разбудите, то сможете полноценно отдохнуть и снять стресс, занимаясь любимым делом, на мгновение остановить суету повседневной жизни и погрузиться в волшебный мир – мир, принадлежащий только вам и вашему воображению, мир, способный сделать вас по-настоящему счастливыми. Ведь все мы пришли в жизнь, чтобы творить.

Вот несколько простых, но эффективных способов разбудить дремлющего в вас творца:

✅ начните утро с того, что чистите зубы левой рукой и представляете, как включается в работу правое полушарие головного мозга – хранилище творческого потенциала;

✅ смените знакомый маршрут, который вы совершаете на автопилоте. Доберитесь до работы на другом транспорте или пойдите по незнакомым улицам. Смотрите по сторонам и подмечайте интересные детали. Задайтесь вопросом, почему на скамейке вырезаны семь цифр? Вдруг это тайный код или послание инопланетян?

✅ выберите фотографию незнакомого человека или посмотрите на случайного прохожего и придумайте ему как можно больше необычных характеристик. Что можно сказать об этой девушке? Может, она вынашивает тайные планы убийства президента? А что, если она превращается в ворону по ночам? Или умеет путешествовать по прошлым жизням? А, может, у нее есть странная привычка: приводить домой каждого бомжа, которого встретит у метро?

Эти упражнения помогут вам если не решить сложную проблему в бизнесе, то хотя бы провести время с улыбкой и зарядиться хорошим настроением на весь день.

Развитие творческого потенциала поможет каждому: художнику – создать шедевр; домохозяйке – придумать необычный сценарий детского праздника и удивить всех гостей; ученому – увидеть формулу нового вещества; архитектору – поразить воображение прохожих экстравагантным зданием; врачу – спасти жизнь безнадежного больного.

Если же вы твёрдо уверены, что в вашей профессии нет места для творчества, то позвольте посоветовать вам обзавестись хобби. Занимаясь любимым делом, вы существенно меньше зависите от социального окружения. Вы ощутите свободу, недоступную в других сферах жизни. Эта свобода очень важна для творчества. И внутренние изменения происходят с человеком, когда он позволяет себе стать самобытным, а не когда старается оставаться «как все».

Будьте творцом собственной жизни. Я в вас верю!✨

Если хотите получать ещё больше полезных материалов о творчестве и писательстве, не забудьте подписаться на мой канал и поставить лайк статье🤗