Найти тему
Ника и музеи

История любви художника Анри Матисса и русской эмигрантки

Я уже писала большую статью о, не побоюсь этого слова, великом французском художнике Анри Матиссе и даже рассказа в ней о том, что мы бы с вами, да и наверное весь мир, сейчас не знали Матисса если бы не русский меценат и коллекционер Сергей Щукин. Но Щукин не единственный русский, который повлиял на жизнь и творчество художника.

Будучи уже богатым и знаменитым он встретил ее, Лидию Делекторскую, русскую эмигрантку и свою последнюю любовь.

Молодая женщина в синей блузе, 1939
Молодая женщина в синей блузе, 1939

Девушка была принята в его дом в качестве помощницы его жены Амели. Надо сказать, что Матисс не был чересчур любвеобильным и не вступал в связи с натурщицами, как это делают многие художники, во всяком случае биографы художника не нашли подтверждения такому поведению. Но мадам Матисс все же беспокоилась об этом и принимая на работу молодую девушку. Лидию она оценила ее с точки зрения вкуса своего дорогого супруга. Девушка была голубоглазой блондинкой с белой, почти прозрачной кожей-такой типаж не привлекал художника, ему нравились южанки-черноволосые, кареглазые, контрастные. Она подумала, что такая "моль" не сможет привлечь внимание супруга, но чутьё на этот раз подвело Амели Матисс.

И вскоре без этой русской он уже не мог ни жить, ни работать!

Маленькая святая Ли называл ее художник

Портрет Лидии Делекторской, 1947 год
Портрет Лидии Делекторской, 1947 год

Ей было 22 года, а ему 60. Он был жизнерадостным и смешливым человеком, который собирался всю жизнь творить новое искусство, она- уставшей и почти безжизненной, потерявшей веру и очень стеснительной.

В то время Матисс работал над панно для американского коллекционера Альберта Барнса. Триптих должен был покрыть площадь 52 кв.м (это очень много). 3 года он кропотливо трудился, искал простоту. Он хотел добиться ощущения невидимой бесконечности, свободы и полета в замкнутом пространстве.

Лидия же 4 года до этого работала в Париже натурщицей у разных художников и даже была замужем, за русским эмигрантом, таксистом. Неприятным и грубым человеком. Она сбежала от него через год брака. Сбежала к Матиссу, любви всей ее жизни, как оказалось в последствии.

Однажды Матисс вошел в комнату, где сидели его жена Амели и ее помощница Лидия, застыл в дверях, громко велел Лидии не шевелиться и умчался в мастерскую за бумагой и карандашом. Он еще много раз будет писать ее, но именно с этого момента началась история последней музы Матисса.

Этот рисунок стал основой для картины "Синие глаза", о которой критики потом напишут, что никогда не видели, чтобы так рисовали руки, руки как будто обвивающие мужчину в постели.

Синие глаза, 1934 год
Синие глаза, 1934 год

Он работает с ней постоянно, как будто пытаясь познать ее загадочную и молчаливую сущность.

Матисс говорил, что работает с натурщиком до тех пор пока не иссякнет интерес. 20 лет он бесконечно возвращался к изображениям Лидии. Он говорил, что находит покой в этом занятии.

Художник никогда никому не говорил о своих чувствах к Лидии, берег ее от слухов, порицаний, но проговаривался об этом в рисунках.

Синие глаза, Сон, Розовая обнаженная- все это она, создаваемая им на каждом полотне новая Лидия.

Он будит ее среди ночи со словами "Мадам Лидия, вставайте! Прошу вас, скорее, иначе у меня уйдет цвет!"

И кажется, что без нее он уже совершенно не может писать.

-4

Мадам Матисс, разумеется, в ярости, что эта русская настолько сильно захватила внимание ее мужа. Матисс не был образцовым семьянином, но они справлялись. И кто бы мог подумать, что их семейная лодка разобьется об клочком бумаги. Этим клочком оказалась картина "Стоящая обнаженная".

Или я, или она!- сказала Амели.

Матисс сдается, и под напором жены увольняет Лилию. Пишет ей рекомендательное письмо, и старается быть спокойным. Мол, ничего страшного, найдете себе другую работу. Лидия не возражает.

Художник же, мучается бессонницей и не может писать, чувствуя что придает не столько Лидию, сколько свое искусство.

Его как будто подменили, из живописи исчез свет. И когда Матисс понял, что без нее не может творить-позвал Лидию назад, и тогда ушла Амели.

Румынская блуза, 1940
Румынская блуза, 1940

Наступают непростые времена-бушует война, но художник продолжает писать свои яркие полотна, просто делает свою работу. Он становится совсем плох, у него страшный диагноз- рак.

В январе 1941 года ему делают операцию, и последующие 13 лет он практически все время проводит в постели. Лидия вместе с ним борется со всеми невзгодами за его жизнь и покой.

Когда его настигал приступ астмы и лекарства не помогали Лидия садилась на его постель, брала руку и настойчиво спрашивала какая мысль так беспокоит его. Художник отнекивался, но она стояла на своем. И тогда они все же находили ее, и только после того, как Лидия убеждала его, что в ней нет ничего беспокойного приступ бесследно проходил. Она стала настоящим ангелом хранителем для него. Он писал ее шуточные записки, в которых звал ее ангелом.

1 ноября 1954 года Матисс перенес микроинсульт, и Лидия знала что он обречен. На следующий день его не стало, он умер у нее на руках.

За ночь она собрала свои вещи, рисунки и картины, которые принадлежали ей и уехала. Она не хотела оставаться на похороны, слушать соболезнования и встретить мадам Матисс.

"Это ваш дом!"-сказал швейцар, ей сесть в такси. Она только усмехнулась в ответ. Теперь это не имело никакого значения.

-6

После смерти художника Лидия поселилась в маленькой квартирке в Париже, окружив себя сокровищами с пометкой Л.Д., работами подаренными Матиссом.

Матисс дарил Лидии свои картины 2 раза в год, а на свое жалование она еще и покупала его рисунки. Он даже не мог предположить, что

Лидия подарит всю свою коллекцию советским музеям: Пушкинскому, Эрмитажу.

В еще в 22 года когда Лидия ступила на порог дома Матисса она знала что не может иметь детей, и она хотела найти что-то, что может заменить ей это. Искусство Матисса прекрасно подходило на эту роль.

Много лет спустя Лидия напишет: Вам интересно кем я была для него? 20 лет я была светом его очей, а он для меня единственным смыслом жизни.

Она не написала мемуаров о нем, ни разу ни ответила положительно на вопросы журналистов о их физической близости. Она как верный страж охраняла его светлую память до конца своих дней.

На этом я, пожалуй, закончу эту удивительную историю любви, дружбы и поддержки.

Надеюсь Вам понравилось! Спасибо, что дочитали статью до конца, для меня это очень важно.

Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях интересно ли вам читать о влиянии муз на творчество великих художников?

На своем канале много интересного я пишу о искусстве, художниках и свои впечатления о выставках поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться).