Я уже писала большую статью о, не побоюсь этого слова, великом французском художнике Анри Матиссе и даже рассказа в ней о том, что мы бы с вами, да и наверное весь мир, сейчас не знали Матисса если бы не русский меценат и коллекционер Сергей Щукин. Но Щукин не единственный русский, который повлиял на жизнь и творчество художника.
Будучи уже богатым и знаменитым он встретил ее, Лидию Делекторскую, русскую эмигрантку и свою последнюю любовь.
Девушка была принята в его дом в качестве помощницы его жены Амели. Надо сказать, что Матисс не был чересчур любвеобильным и не вступал в связи с натурщицами, как это делают многие художники, во всяком случае биографы художника не нашли подтверждения такому поведению. Но мадам Матисс все же беспокоилась об этом и принимая на работу молодую девушку. Лидию она оценила ее с точки зрения вкуса своего дорогого супруга. Девушка была голубоглазой блондинкой с белой, почти прозрачной кожей-такой типаж не привлекал художника, ему нравились южанки-черноволосые, кареглазые, контрастные. Она подумала, что такая "моль" не сможет привлечь внимание супруга, но чутьё на этот раз подвело Амели Матисс.
И вскоре без этой русской он уже не мог ни жить, ни работать!
Маленькая святая Ли называл ее художник
Ей было 22 года, а ему 60. Он был жизнерадостным и смешливым человеком, который собирался всю жизнь творить новое искусство, она- уставшей и почти безжизненной, потерявшей веру и очень стеснительной.
В то время Матисс работал над панно для американского коллекционера Альберта Барнса. Триптих должен был покрыть площадь 52 кв.м (это очень много). 3 года он кропотливо трудился, искал простоту. Он хотел добиться ощущения невидимой бесконечности, свободы и полета в замкнутом пространстве.
Лидия же 4 года до этого работала в Париже натурщицей у разных художников и даже была замужем, за русским эмигрантом, таксистом. Неприятным и грубым человеком. Она сбежала от него через год брака. Сбежала к Матиссу, любви всей ее жизни, как оказалось в последствии.
Однажды Матисс вошел в комнату, где сидели его жена Амели и ее помощница Лидия, застыл в дверях, громко велел Лидии не шевелиться и умчался в мастерскую за бумагой и карандашом. Он еще много раз будет писать ее, но именно с этого момента началась история последней музы Матисса.
Этот рисунок стал основой для картины "Синие глаза", о которой критики потом напишут, что никогда не видели, чтобы так рисовали руки, руки как будто обвивающие мужчину в постели.
Он работает с ней постоянно, как будто пытаясь познать ее загадочную и молчаливую сущность.
Матисс говорил, что работает с натурщиком до тех пор пока не иссякнет интерес. 20 лет он бесконечно возвращался к изображениям Лидии. Он говорил, что находит покой в этом занятии.
Художник никогда никому не говорил о своих чувствах к Лидии, берег ее от слухов, порицаний, но проговаривался об этом в рисунках.
Синие глаза, Сон, Розовая обнаженная- все это она, создаваемая им на каждом полотне новая Лидия.
Он будит ее среди ночи со словами "Мадам Лидия, вставайте! Прошу вас, скорее, иначе у меня уйдет цвет!"
И кажется, что без нее он уже совершенно не может писать.
Мадам Матисс, разумеется, в ярости, что эта русская настолько сильно захватила внимание ее мужа. Матисс не был образцовым семьянином, но они справлялись. И кто бы мог подумать, что их семейная лодка разобьется об клочком бумаги. Этим клочком оказалась картина "Стоящая обнаженная".
Или я, или она!- сказала Амели.
Матисс сдается, и под напором жены увольняет Лилию. Пишет ей рекомендательное письмо, и старается быть спокойным. Мол, ничего страшного, найдете себе другую работу. Лидия не возражает.
Художник же, мучается бессонницей и не может писать, чувствуя что придает не столько Лидию, сколько свое искусство.
Его как будто подменили, из живописи исчез свет. И когда Матисс понял, что без нее не может творить-позвал Лидию назад, и тогда ушла Амели.
Наступают непростые времена-бушует война, но художник продолжает писать свои яркие полотна, просто делает свою работу. Он становится совсем плох, у него страшный диагноз- рак.
В январе 1941 года ему делают операцию, и последующие 13 лет он практически все время проводит в постели. Лидия вместе с ним борется со всеми невзгодами за его жизнь и покой.
Когда его настигал приступ астмы и лекарства не помогали Лидия садилась на его постель, брала руку и настойчиво спрашивала какая мысль так беспокоит его. Художник отнекивался, но она стояла на своем. И тогда они все же находили ее, и только после того, как Лидия убеждала его, что в ней нет ничего беспокойного приступ бесследно проходил. Она стала настоящим ангелом хранителем для него. Он писал ее шуточные записки, в которых звал ее ангелом.
1 ноября 1954 года Матисс перенес микроинсульт, и Лидия знала что он обречен. На следующий день его не стало, он умер у нее на руках.
За ночь она собрала свои вещи, рисунки и картины, которые принадлежали ей и уехала. Она не хотела оставаться на похороны, слушать соболезнования и встретить мадам Матисс.
"Это ваш дом!"-сказал швейцар, ей сесть в такси. Она только усмехнулась в ответ. Теперь это не имело никакого значения.
После смерти художника Лидия поселилась в маленькой квартирке в Париже, окружив себя сокровищами с пометкой Л.Д., работами подаренными Матиссом.
Матисс дарил Лидии свои картины 2 раза в год, а на свое жалование она еще и покупала его рисунки. Он даже не мог предположить, что
Лидия подарит всю свою коллекцию советским музеям: Пушкинскому, Эрмитажу.
В еще в 22 года когда Лидия ступила на порог дома Матисса она знала что не может иметь детей, и она хотела найти что-то, что может заменить ей это. Искусство Матисса прекрасно подходило на эту роль.
Много лет спустя Лидия напишет: Вам интересно кем я была для него? 20 лет я была светом его очей, а он для меня единственным смыслом жизни.
Она не написала мемуаров о нем, ни разу ни ответила положительно на вопросы журналистов о их физической близости. Она как верный страж охраняла его светлую память до конца своих дней.
На этом я, пожалуй, закончу эту удивительную историю любви, дружбы и поддержки.
Надеюсь Вам понравилось! Спасибо, что дочитали статью до конца, для меня это очень важно.
Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях интересно ли вам читать о влиянии муз на творчество великих художников?
На своем канале много интересного я пишу о искусстве, художниках и свои впечатления о выставках поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться).