Воспоминания моей бабушки. Текст и орфография автора (кроме опечаток, конечно)
Прежде всего занялась сколачиванием женского актива. В него постепенно вошли Аннушка Бугрова, Ольга Комарова, Клавдия Захарова, сестры Юразовы, А. Большакова и другие. Начали мы с того, что ознакомились с условиями работы на Мстёрских предприятиях, взяли на учет многодетные семьи.
Внимательно осмотрели женские палат в больнице, побеседовали с лечащими врачами, поинтересовались работой больничной кухни. По всем вопросам высказали свои замечания.
Подняли вопрос о необходимости иметь в поселке ясли и детский сад. Привлекли комсомольцев для шитья пеленок для яслей, которые должны были открыться. А для детского сада комсомольцы начали делать немудреные столы и скамейки.
Ясли мы открыли в доме Голышева на Песочной улице, а детский сад разместили наверху богадельни, что была напротив Ивановской церкви. Затем детский сад перевели в бывший дом Сенькова. За исправной работой этих детских учреждений внимательно наблюдали женщины-активистки. В дальнейшем по их инициативе была открыта женская консультация. Преимущества Советской власти сказывались все более и более.
Летом 1923 года произошло важное событие в моей жизни. Я окончила школу II-й ступени, что значительно укрепило и мое общественное положение. С нового учебного года меня определили учительницей в младшие классы I ступени, но вскоре перевели заведующей детским садом. Теперь я стала получать уже зарплату, что имело большое значение для нашей семьи.
Детский сад первый год своей работы был на бюджете местного волосного исполкома, а с 1924 года его финансировал уже районный отдел народного образования. Он влился в общую систему официальных государственных органов.
Вспоминая пережитое, хочу выделить одно курьезное событие, касающееся нашей комсомольской борьбы с религиозными традициями, в частности с процессом отпевания в церкви умершего. Летом 1923 года неожиданно умерла наша комсомолка Дуся Дикарёва. Родителей у нее к этому времени уже не было, жила она со своим братом Николаем, членом партии с 1918 года.
И вот наши горячие комсомольские головы, поддержанные ее братом, решили похоронить ее по-коммунистически, без отпевания в церкви. Мы тем самым ломали устоявшиеся житейские традиции и вызывали неоднозначные оценки населения. Однако мы осуществили задуманное.
Так вот после этого в поселке пошли слухи, что Дуся по ночам выходит из могилы и просит отпеть ее в церкви. Люди указывали на конкретные места, где они встречали Дусю в белом одеянии, а к своему брату она вошла вечером в баню, когда он мылся и проговорила: «Николай, отпой меня». Пока брат одевался, чтобы схватить «приведение», его и след простыл.
Комсомольцы организовали засаду. В первую же ночь нашей засады из церковных ворот вышло «приведение»...