Друзья, привет!
Помните нашу героиню Леночку – специалиста по госзакупкам с целым 5-дневным опытом работы? Когда перед ней была поставлена задача по закупке кондиционеров, в которых ничего не смыслила, она поступила также, как поступают все закупщики, вот прям все! Она подняла трубку телефона и набрала первый попавшийся номер из объявлений на рекламной площадке их города:
- Монтаж и обслуживание кондиционеров
- Гарантия качества.
- Срочная климатическая помощь!
На звонок ответил молодой человек, и на вопрос Леночки - могут ли они поставить и смонтировать несколько кондиционеров - задал уйму встречных вопросов о том, какая мощность, какая производительность, нужна ли очистка воздуха, а зимой греть они должны ли… Понятно, что ни на один из этих вопросов наша героиня ответить не смогла. И предложила решение: «Приезжайте к нам, посмотрите сами и предложите решение». Всё в точности, как делают все закупщики, у которых нет четкого запроса.
Представители приехали оперативно, посмотрели, прикинули габариты помещения, померили, что им надо было, и сказали, что цену сообщат на днях.
Через несколько дней Леночка на почту получила расчет цены: Товар+доставка+монтаж+монтажный комплект=ИТОГО. Но госзакупки - не обычный, в нашем понимании, рынок. Госзаказчик, даже имея деньги, не может заключить договор с любым желающим и реализовать свою потребность. Ну и в самом деле, зря что ли, полчища всяких законотворцев сочиняли толстенный закон, который определяет порядок закупок для нужд государства и за счет государства.
И вот одно из первых условий закупок государственными заказчиками – цены нужно обосновать – как бы подтвердить, что они действительно адекватны рыночным, не завышены и т.д. Самый простой способ обосновать – взять среднюю цену по 3-м коммерческим предложениям. Леночка быстро сообразила, что, если она сейчас начнет приглашать на замер и обсчет другие компании, она потеряет время, которое поджимает. Поэтому, она позвонила в компанию, которая уже один раз все посчитала и попросила прислать еще 2 КП. Ну вот прям, как и другие заказчики, ей богу!
И так, есть, цена обоснована – 3 «конкурентных» КП получены. Да и пофиг, что они присланы с одного и того же почтового адреса, что цена в каждом из них отличается на одну и туже сумму – пофиг.
Осталось дело за малым – Леночке надо подготовить и согласовать с руководством документацию о закупках. «Рыба» есть, но в нее нужно добавить ТЗ. И вновь Леночка набирает уже знакомый номер: «ТЗ сделайте, я жду». Сказано – сделано. И вот Леночка несет на подпись первую свою документацию руководителю управления. Тот лишь спрашивает, видел ли это контрактный управляющий и после утвердительного кивка подписывает «манускрипт» - закупка считай объявлена.
Да, именно так и работает система госзакупок в подавляющем большинстве случаев: цену определяет один поставщик, просто имея три разные печати (а иногда и не имея), ТЗ пишет тот, кто потенциально рассчитывает на выигрыш… все это формирует некое стереотипное мнение, что там все «куплено». Но позвольте, в этой абсолютно правдивой истории до сих пор нет никаких финансовых отношений. Факта коррумпированности заказчика мы не наблюдали, попыток коммерческого подкупа со стороны поставщика тоже нет.
Скажите, ну разве это не похоже на ту конструкцию товарно-денежных отношений «покупатель-продавец», которые мы чаще всего наблюдаем на потребительских рынках? Если бы Леночка покупала эти кондиционеры домой, она бы наверно также открыла какой-нибудь Авито, нашла того, кто не скупился бы на маркетинге и активно рекламировал свою продукцию. Нашла контакты, связалась и, если бы по неким субъективным ощущениям, Леночку устроил уровень сервиса этой «первой попавшейся» компании, то она бы купила кондиционеры у нее. Согласитесь, что редко когда мы сами проводим актуальную оценку стоимости и проверку надежности контрагента, когда покупаем что-то для своих собственных нужд…
В общем, мое мнение – не стоит ругать систему госзакупок. Ведь гораздо лучше научиться ей пользоваться себе во благо.
Да, и компания, которая готовила всю закупку в итоге контракт не выиграла! Но об этом уже в другой раз.