Найти тему

«Мы живем в век кризиса…» Ф. Искандер. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление
Ф. Искандер
Ф. Искандер

Проблема

Ф. Искандер рассматривает проблему проявления совестливости. Совестливость - это такое свойство человека, который поступает по-человечески, серьезно задумывается над своими словами и поступками, которому стыдно поступать плохо.

Вступление к комментарию

Искандер Ф. в своем публицистическом тексте проводит читателя через общие размышления о мировой совести, о совести отдельно взятого государства и отдельного человека.

Комментарий к проблеме. Первый пример

Совесть, по мнению писателя, - «высшее свойство человеческой души». Ф.И. Искандер приводит общий пример из истории человечества, когда государства во главе с бессовестным правителем «освобождались от тормозов совести» и завоевывали другие народы, но властвовали недолго, потому что порабощенные люди начинали понимать, что надо защищать правильный порядок жизни.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Второй пример – о совестливости абхазских старушек, живущих «по законам самой утонченной совести». Используя яркий эпитет «утонченный», он этим самым характеризует их поведение, которое достигло высокой степени честности.

Таким образом, размышление автора о недостойном поведении стран и пример о совестливой жизни людей противопоставлены друг другу и ярко иллюстрируют авторскую точку зрения о том, что от совестливости стран зависит жизнь самих стран и мировое благополучие и от совестливости каждого зависит собственная жизнь человека и жизнь окружающих людей.

Авторская позиция

Разговаривая с читателем о философско-нравственном понятии совести, писатель хочет пояснить ему свое понимание проявления совестливости, которая заключается в осознании как отдельным государством, так и отдельным человеком моральной ответственности за свое поведение.

Собственная позиция

Я согласна со всеми доводами автора. Примером совестливого поступка может быть случай из жизни И.И. Пущина. Сразу после поражения восстания декабристов к нему приехал его товарищ по лицею А.М. Горчаков. Он уговаривал Пущина уехать из Петербурга и предлагал заграничный паспорт, который привез ему. Но тот отказался, ответив, что бросать товарищей стыдно.

Заключительная часть сочинения

Итак, я думаю, что каждая страна и каждый человек должны стремиться быть совестливыми. Это, конечно, трудно. Но от этого зависит наша дальнейшая жизнь, которая может превратиться в полнейший бесповоротный хаос.

ТЕКСТ

Мы живём в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие.

Но откуда взялась человеческая совесть? Если исходить из эволюционного предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных и, овладев самкой, дают в конечном итоге более сильное потомство, то мы, сохраняя ясность мысли, упираемся в тупик.

Практика нашей сегодняшней жизни и жизни в обозримой истории человечества показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность обычно нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к неожиданному нападению, потому что её внимание, как правило, сосредоточено на самой себе, то есть на носителе собственной совести. Наша совесть прежде всего сторожит нас самих.

Но, несмотря на все победы бессовестности, совесть продолжает всё-таки жить в сердцах всех народов как высшее свойство человеческой души. Если бы совесть имела земное происхождение, она давно бы вымерла, как динозавры.

Некоторые мыслители, а чаще — политические злодеи, пытались доказать, что совесть — архаический предрассудок или имеет классовый или расовый характер. Народы, принявшие подобные учения, как правило, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. Однако в конце концов они неизменно разваливались и побеждались. Думаю, что совесть порабощённых народов к этому времени успевала повернуться к этому миру и возмутиться. Человек с возмущённой совестью делается в конечном итоге сильнее освобождённого от совести при прочих равных условиях. Он понимает, пусть даже подсознательно, что он защищает порядок вещей, выше которого нет ничего на земле.

Совестливый человек вообще отличается необыкновенной быстротой осознания собственной несправедливости и, наоборот, замедленно осознаёт проявление бессовестности другим, потому что она исходит из собственной психологии и пытается найти скрытые пружины в бессовестном поступке, которые как бы объяснят кажущуюся бессовестность.

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Я думаю — не зависит. Я встречал в абхазских деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живших по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных и при этом проявляющих самую дикую бессовестность.

Совесть, как музыкальный слух, даётся от рождения. Культура, я думаю, прочищает этот слух, делает человека, можно сказать, этически грамотней, но природную силу слуха не увеличивает.

Можно ли представить мир в далёком будущем юридически настолько изощрённым, что совести нечего будет делать, ибо всякий бессовестный поступок будет караться законом? Нет, мир никогда не будет столь юридически изощрённым, чтобы уследить за каждым бессовестным поступком. Всегда будут тысячи случаев, когда человек правильно может решить вопрос только сам, прислушиваясь к голосу совести, или не решать его, заглушая этот голос. Совесть будет нужна всегда.

Можно ли воспитать совесть? Практически — можно. Строго теоретически — сомнительно. Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью, предположим, попадает в коллектив, которым дорожит по своим профессиональным склонностям, и видит, что в этом коллективе господствуют совестливые отношения, он заставляет себя придерживаться уровня этих отношений. В данном случае можно сказать, что он боится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Это уже воспитание, то есть осознание границ нравственности, пусть даже механическое. Его правильное поведение становится привычкой, правда, скорее всего до первого большого соблазна. (По Ф. Искандеру)

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки