Вашингтон пытается заставить Сеул многократно увеличить взнос на содержание группировки войск и сил США на южнокорейской территории. Еще в начале апреля две стороны неофициально давали понять, что компромисс практически достигнут. Но в прошедший уик-энд пошли сообщения, что президент Соединенных Штатов Дональд Трамп отверг встречное предложение Южной Кореи. Сделка вновь сорвалась.
Напомним, что в феврале в Вашингтоне министры обороны двух стран Марк Эспер и Чон Гён Ду провели плотные переговоры по данной теме, но так и не достигли результата. На этот раз диалог велся в режиме видеоконференции. Насколько можно судить по открытой информации, на экспертном уровне варианты развязки проблемы были предложены, однако ни один из них не удовлетворил американского главковерха.
Цена вопроса
Согласно публикациям СМИ, в конце прошлого года Южная Корея согласилась увеличить свой взнос на 8%, имея в виду, что это целевые деньги на оплату труда южнокорейских граждан в качестве гражданского персонала для военных учреждений и частей США, а также на строительные проекты и на логистическое обеспечение американских войск. Весной Сеул сделал новое предложение — увеличение своего взноса на 13%. Американцы настаивают на своем прежнем предложении — 4,7 (иногда называется 5) млрд долларов в год на 5-летний период. По последним данным СМИ, южнокорейская сторона в прошедшему году по 1-годичному соглашению выплатила 1,04 трлн вон (порядка 920 млн долларов).
Согласно неофициальным разъяснениям, идея США состоит в том, чтобы Сеул покрывал все текущие расходы на содержание у себя американской группировки, которые оцениваются в 1,5 млрд долларов, а также оплачивал некие иные расходы Соединенных Штатов на обеспечение военной безопасности Южной Кореи.
В свою очередь южнокорейская сторона отмечает, что помимо прямого взноса на содержание американского контингента она также несет значительные издержки из-за невзимания платы и налогов за американские базы на своей территории, а также земельного налога. Сеул оплатил 93% проекта по переводу основной части американских войск с базы в Сеуле на новую, выстроенную с нуля базу Кемп-Хамфрис в южной части страны (общая стоимость проекта — 10,7 млрд долларов). Южная Корея также напоминает, что за последние четыре года она закупила американского вооружения на 13 млрд долларов.
И вообще, как заявляют в южнокорейской столице все чаще, зачем стране отдавать Соединенным Штатам чуть ли не 10% своего военного бюджета, если можно эти деньги потратить на свою оборону по своему усмотрению.
Местный колорит для дислокации войск и сил США в Восточной Азии
За ходом американо-южнокорейских переговоров внимательно наблюдают во многих столицах, где уже услышали аналогичный окрик Трампа и восприняли его как намерение коммерциализировать военные альянсы. Если Германия фактически отмахнулась, понимая реальную зависимость вооруженных сил США от своего стратегического хаба в Рамштайне и от штабов в Штутгарте, то Япония никак не хотела бы обострять отношения с американским союзником. Но в Токио и платить значительно больше за американские войска и силы на своей территории не хотели бы. Все-таки в Японии военная угроза со стороны как Северной Кореи, так и Китая считается вполне реальной.
Филиппины уже объявили о расторжении соглашения о временном пребывании американских войск на филиппинской территории и ведут переговоры о заключении подобного документа на более выгодных для себя условиях. Здесь американских баз и постоянно дислоцированных воинских контингентов США нет. Американцы прибывают на совместные мероприятия боевой подготовки, но не более. Любой успех Сеула по упомянутой теме автоматически усиливает и переговорные позиции Манилы.
Больше США в Восточной Азии, что называется, приткнуться и негде. Отношения с Вьетнамом развиваются быстро и успешно, но пока не в направлении военного альянса. Тайвань, безусловно, занимает важное место в военной политике США в регионе и пользуется американским «зонтиком безопасности», но в качестве места дислокации военных объектов Соединенных Штатов не рассматривается.
Политические перспективы дальнейших переговоров
15 апреля в Южной Корее состоятся парламентские выборы. Но голосование началось уже с сегодняшнего дня. Очевидно, что для правящей партии твердая переговорная позиция, поддерживаемая в обществе, большой плюс.
В то же время идея сохранения американо-южнокорейского военного альянса, скрепленного кровью в войне 1950-53 гг., остается весьма популярной. Однако в стране набирает силу стремление вывести Южную Корею за рамки нарастающего американо-китайского противостояния и развивать партнерские отношения как с Пекином, так и с Вашингтоном.
В политической линии Дональда Трампа внешняя и военная политика — это производное от его внутриполитических соображений. До выборов американский курс будет оставаться жестким. Причем, как отметила японская газета «Джапэн таймс», чем ближе к дате президентских выборов в ноябре, тем жестче будет американская риторика.