Посмотрел "Офицера и шпиона".
Роман Полански в свои 86 лет еще держит марку. Выдал добротный исторический детектив на основе реальных событий. Очевидно, что история обвиненного в шпионаже против Франции еврея Альфреда Дрейфуса близкая режиссеру тема (ближе только "Пианист" и "Ребенок Розмари").
Человек не понаслышке знает, что такое государственный антисемитизм цивилизованных европейцев. Но про немецкий он уже снимал, справедливости ради теперь снял и про французский, напоминая, что, во-первых, не Гитлером единым, а во-вторых, корни у этого явления глубже истребления евреев нацистами.
Но помимо этнического мотива близок Полански и мотив изгнания и общественной ненависти к одному человеку. Речь, конечно, об изнасиловании/совращении Романом девочки-подростка. Тем более, что в том году в связи с выходом нового фильма о нем вспомнили феминистки, в очередной раз призвавшие посадить режиссера.
Не знаю, как сейчас сам Полански относится к той истории (в свое время вину он признал), но можно сделать банальный вывод, что в Дрейфусе он видит себя. Да только в его жизни не найдется генерала Пикара, который в свое время доказал невиновность главного героя.
P.S.: найдется ли сегодня у нас режиссер, который мог бы снять фильм о еврейских погромах в "России, которую мы потеряли"? Тот-то был бы скандал похлеще идиотской "Матильды"!