Танковый таран требует от механика-водителя высочайшего мастерства и отменного знания своей машины. Ведь надо не просто протаранить вражескую машину, а опрокинуть или повредить ее ходовую часть и обездвижить, при этом оставив целым и невредимым свой танк для продолжения боя.
Первый таран
Впервые во время гражданской войны в Испании на танковый таран пошел командир танкового взвода республиканской армии советский доброволец лейтенант Семен Осадчий. Это случилось 29 октября 1936 года во время битвы около городка Сесенья в 30 километрах от Мадрида.
Советская танковая рота была атакована десятком итальянских пулеметных танкеток CV-3/33 Ansaldo-FIAT. Танк Т-26 лейтенанта Осадчего атаковал две танкетки и обратил их в бегство. Догнав одну из них, Т-26 тараном опрокинул ее в кювет. Экипаж второй в панике бросил машину.
Это был первый зафиксированный случай танкового тарана в мировой военной истории. Символично, что это был и первый бой советских танкистов с фашистскими войсками. Сколько еще их было впереди.
В следующем бою Семен Осадчий был тяжело ранен и умер в военном госпитале. Он не успел рассказать, было ли его решение таранить спонтанным или заранее продуманным. Наверняка, это было озарение, пришедшее в горячке напряженного боя.
Но пример был дан, и со временем была разработана советская теория танкового тарана – единственная в мире. Больше никто идти на такой риск не решался. Ведь при таране мог пострадать и свой танк, в случае детонации боеприпасов сгорали обе машины. Да и вообще, для танкиста каждый бой мог стать последним.
Великая Отечественная
Неудивительно, что в первый же день Великой Отечественной войны советские танкисты пошли на таран. 22 июня 1941 года тяжелый танк КВ-1 под командованием лейтенанта Павла Гудзя в ходе боя мощным ударом опрокинул в кювет немецкий средний танк Т-III. В этом бою взвод Гудзя уничтожил пять вражеских танков и немало легкой бронетехники. Но именно таран произвел впечатление. И на своих, и на врагов.
Одним из вариантов тарана стала атака вражеской противотанковой батареи. Не обращая внимания на шквальный огонь противника, танк рвался к батарее и, достигнув позиции, уничтожал орудия корпусом и гусеницами. Чаще всего такой танк в итоге немцы подбивали, но он успевал нанести врагу мощнейший ущерб. Советские танкисты шли осознанно на страшнейший риск для достижения одной цели – уничтожения врага и скорейшей Победы.
Советские танкисты таранили и боевую авиацию немецко-фашистских войск. 24 декабря 1942 года в ходе Сталинградской битвы танки 24-го корпуса прорвались к двум немецким аэродромам снабжения около станции Тацинская и раздавили или повредили более трехсот самолетов Шестой армии фельдмаршала Паулюса. Это был потрясающий разгром. Позже подобные аэродромные разгромы советские танковые соединения проводили, но уже не в таких масштабах.
Танк против самолета
Советские танкисты умудрялись уничтожать вражеские самолеты даже не на земле с помощью гусениц, а сбивали их в воздухе. Причем из пулеметов и стрелкового оружия сбивали периодически, но чтобы из танкового орудия! Во время Корсунь-Шевченковской операции Т-34 лейтенанта Александра Фадина подбил из танковой пушки низко летящий немецкий самолет.
Такое сумели повторить через несколько лет в ходе Корейской войны только бойцы северокорейской армии, но опять же…обратите внимание на непобедимом советском среднем танке Т-34. 3 июля 1950 года звено американских истребителей-бомбардировщиков F-80C Shooting Star попытались атаковать колонну северокорейской бронетехники в районе Пъёнгё-Ри.
Вместо того, чтобы разбегаться кто куда, танкисты народной армии ответили огнем 85-миллимитровых орудий танков Т-34…И сбили самолет командира эскадрильи майора Амоса Слудера.
Танк против бронепоезда
Еще одним уникальным тараном Великой Отечественной войны стала атака немецкого бронепоезда. 25 июня 1944 года в ходе боя за станцию Черные Броды у Т-34 лейтенанта Дмитрия Комарова заклинило башню после прямого попадания снаряда бронепоезда. Командир выгрузил раненных и на полной скорости атаковал стальную махину, выведя ее из строя.
Во время Великой Отечественной войны таранов танк против танка советские танкисты совершили более сотни. Немцы их полностью избегали, а вот союзники один таран на свой счет записали. Американский средний танк Sherman под командой британского лейтенанта случайно таранил немецкий «Королевский тигр» (Tiger II) во время боев Нормандии. Всего один случай.
Немецкий ответ
Немцы попытались разработать танк исключительно для таранных атак. Конструкторы представили проект Raumpanzer Tiger – машина с аэродинамическими обводами корпуса и с заостренным носом типа паровозного отвала. Суть проста – противник поддевается этой носовой конструкцией и опрокидывается.
Гитлеровские инженеры подошли к решению задачи абсолютно прагматично, очень по-немецки, не понимая, что в танковом таране главную роль играет не техника, а человек, вернее механик-водитель, который ненавидит врага, ничего не боится, знает свою машину, знает, когда и куда бить. Второй важный момент – скорость и маневренность машины.
Не случайно, даже в таранах против тяжелых грозных «Тигров» применялись более легкие Т-34, а вовсе не тяжелые и более тихоходные танки «Клим Ворошилов». Хотя и КВ в умелых руках таранили вражеские танки не менее успешно. Например, КВ капитана Алексея Босова во время битвы за Москву в танковому бою у деревни Деньково протаранил четыре немецких танка!