Сейчас много обсуждаются насущные эпидемиологические проблемы, остановка экономики (не всей, но значительной ее части), сокращения и зарплатные невыплаты. И, естественно, обсуждается, что будет с экономикой, зарплатами и рабочими местами, когда эпидемия закончится. Но есть сторона, которая, кроме профсоюзных активистов, никого особо не волнует. Вопрос о том, какие проблемы вскрыла текущая ситуация в профсоюзах.
Получилось следующее. Вся экономика разделилась на две части: находящаяся в самоизоляции и продолжающая работать очно. При этом в работающей части остались те же самые традиционные вопросы, что и обычно, разве что добавились новые: о возможных доплатах за форс-мажор и о средствах индивидуальной защиты. Так что и у профсоюзных организаций деятельность осталась соответствующей.
Однако большая часть профсоюзной структуры балансирует на уровне самоизоляции и нерабочих дней. И это при том, что до недавнего времени вся профсоюзная деятельность строилась на основе прямых коммуникаций и очной офисной работы. Возникает резонный вопрос: можно ли на месяц, если не больше, оставлять обком, совпроф или ЦК пусть даже на одиночных дежурных? Понятно, что такого быть не может. Значит, надо обустраивать формы коммуникации и работы в удаленном режиме.
В ситуации кризиса проявляется, готовы ли информационные, юридические службы профсоюзов, те, кто занимается охраной труда, работой с бизнесом и государством, выполнять свои обязанности в прежнем и даже более интенсивном режиме? Да к тому же, повторю, используя другую технологическую основу, удаленную.
Это означает, что внедрение технологий удаленной совместной работы над документами, рабочие интернет-конференции, аналогичные собрания и голосования коллегиальных органов профсоюзов (с необходимостью соблюдения процедуры и удаленным подтверждением голосования) - это сегодня вопросы физического выживания профсоюзной структуры. (Человек, шапочно знакомый с процедурой легального принятия решения в профсоюзе, может счесть это излишней бюрократией, хотя, по сути, это подтверждение, что решение принято честно.)
Еще один аспект из профсоюзного будущего. Практически во всех регионах до 1 июня закрыты на прием новых проживающих санатории, курорты, гостиницы и т.д. Под общую гребенку попали и профсоюзные объекты. В каком-то смысле сбылась “голубая мечта” всех противников ФНПР, пытавшихся и пытающихся изъять профсоюзную собственность. Собственность не изъята. Но средства, которые эта собственность зарабатывала и вкладывала в профсоюзную деятельность, сейчас не поступают. Это означает удар по части профсоюзного бюджета. И - еще последствие - это означает сокращение экономических возможностей, в первую очередь региональных профобъединений, сокращение ресурсов, которые профобъединения вкладывали, прямо или косвенно, в работу региональных комитетов отраслевых профсоюзов.
Соответственно, на новом уровне и в новой ситуации возникает вопрос о перераспределении финансов внутри профсоюзной пирамиды. Это тот вопрос, по поводу которого принимались финансовые резолюции IX, X съездов ФНПР. Еще недавно, в прежней “мирной” жизни, тема “одноканального” сбора отраслевыми профсоюзами взносов и дальнейшего перечисления их в профобъединения через ФНПР казалась умозрительной. Но сегодня графа “иные поступления” в региональных профсоюзных бюджетах пустеет, а графа “членские взносы” в разных регионах наполняется “как договорятся с обкомами” - от 5% взносов до 1,5%. В последнем случае и при отсутствии “иных поступлений” это означает невозможность регионального профобъединения выполнять возложенные на него обязанности. Значит, надо что-то менять.
К слову сказать, и для многих отраслевых профсоюзов вопрос консолидации взносов в централизованные фонды, на мой взгляд, уже давно перезрел. Сегодняшняя ситуация лучше всего показывает, что даже у вроде бы мощной в финансовом смысле первичной профорганизации нет возможностей справиться на уровне своего предприятия с кризисом в отрасли, поскольку на уровне отрасли - это функции центрального офиса отраслевого профсоюза при поддержке ФНПР. И эти функции и компетенции должны быть подкреплены финансовым ресурсом. Извините, но нужно делиться! В централизованные фонды отраслевых профсоюзов должно уходить из первички больше денег, чтобы вернуться правовой, информационной, организационной и переговорной поддержкой.
Много говорят о том, что “мир не станет прежним”. Кто его знает… Может, и не станет. Но при этом люди продолжат использовать прямохождение на ногах, а не на руках. Продолжат работать. А значит, продолжатся и выяснения отношений между государством, бизнесом и профсоюзами. Значит, надо просто перестраивать структуру и деятельность, чтобы соответствовать новым обстоятельствам. Проблемно, но не трагично. Как говорил актер Афанасий Бубенцов из фильма “О бедном гусаре…”, “проверка - она всем проверка”.
Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org