Найти тему
Реальный репетитор

Как заставить учиться того, кто этого не хочет?

Оглавление

Ученик 9 класса увлекается музыкой. Часто путешествует с родителями, у отца недвижимость в нескольких странах. Самостоятельно сделал устройство, блокирующее wi-fi сигнал.

Перед нами довольно взрослый молодой человек — назовём его Шпунтик. Он неглуп, хорошо ориентируется в бытовых вопросах. Шпунтик умеет экономить и зарабатывать. Сделал ручки-ножики, блокираторы и успешно их продал.

Шпунтик не хочет и не видит ценности в школьном образовании. Он легко находит нужную информацию в интернете. Юноша уверен, что найдёт перед ОГЭ все необходимые ответы на сайтах и сдаст экзамен. Школа, которую он называет «шарага», вызывает у него самые негативные ассоциации. В школу он приходит, чтобы доставать учителей, тусоваться с друзьями на чердаке школы, что-то поджечь, сварить медовуху и продать её одноклассникам, да иногда посидеть на уроке, естественно, подкалывая всех окружающих.

Оценки у Шпунтика хорошие по физкультуре, английскому и литературе. По остальным предметам 2–3. Родители всеми силами стараются помочь сыну, репетиторы есть почти по всем предметам. Но даже это не заставляет Шпунтика учиться. Пока репетитор объясняет материал Шпунтик откровенно зевает, на любой вопрос юноша отвечает повторяя последнюю фразу репетитора или использует стандартный набор слов «да, нет, не понял, не знаю». Зато репетитор услышит на занятии о том, как довели «ненормальную математичку», которая объясняла «какую-то шнягу», как устроили дымовуху в туалете школы, как тусовались по «заброшкам».

Я репетитор и после двух занятий поняла, что мной манипулируют. Я – зритель в театре одного актёра, которому рассказывают о своих «подвигах» и бонусом ещё и выполняю «домашу». Шпунтик откровенно говорит, что не хочет учиться, а если родители хотят то, пусть оплачивают репетиторов «у них деньги есть». Чем больше потратят, тем лучше.

Я уважаю свой труд, поэтому не могу быть заменой «ГДЗ», не могу просто выполнять для школьника домашнюю работу и брать за это деньги, с другой стороны, отказавшись я теряю клиента, который найдет мне замену, и с новым репетитором ситуация повториться.

Что делать репетитору на моём месте?

Отказаться от ученика и уступить место менее принципиальному учителю или согласиться работать, смирив гордыню?

Моё решение этой ситуации.

Я вижу две проблемы. Во-первых, у Шпунтика много пробелов в знаниях. Во-вторых, ему не хватает элементарного общения. Шпунтик неглупый парень и если он заинтересован, то быстро схватывает материал. Мы договорились: я объясняю тему, Шпунтик решает задачи по этой теме, а затем рассказывает мне одну из своих историй. Скорость обучения выросла. Шпунтик с уважением и вниманием слушает мои объяснения, его потенциал сосредоточен на занятии. Шпунтик знает, что после этого, я по-настоящему заинтересовано слушаю его рассказ.

Сейчас мы получаем удовольствие от занятий. Шпунтик не засыпает на моих уроках и не говорит о том, что это нужно только родителям. Я вижу пользу, материал занятия остаётся в голове, Шпунтик может его применить — самостоятельно решая задачи по прошедшей теме. Темп и качество обучения выросли несмотря на то, что часть занятия мы разговариваем.

ОГЭ по математике Шпунтик сдал на «4», сейчас готовимся к ЕГЭ.