Иван Дмитриевич Папанин – ученый, исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза. Кажется, человек, имевший безупречную репутацию. Но, видимо, в молодости Папанин натворил много неприглядных дел, о которых советская пропаганда умалчивала.
Разберемся, таким ли «белым и пушистым» был Иван Дмитриевич.
Когда случилась революция 1905 года, произошло восстание на «Очакове» 11-летний Папанин горячо поддерживал мятежников. Соответственно, в 1917 году Иван – 23-летний матрос, тоже примкнул к сторонникам Ленина. Папанин вспоминал, что правда Ильича была настолько простой и доходчивой, что народ легко и охотно тянулся за Ульяновым.
Вот, кстати, почти идеальное объяснение, почему большевики победили. Ленин смог просто объяснить народу, что нужно делать, чтобы настало светлое будущее. Но вернемся к Папанину.
К концу 1917 года Ивана, как и многих других матросов, направляют в Крым и в Севастополь для установления советской власти. Балтийские моряки были ярыми революционерами.
А в Крыму их товарищи не слишком активничали. Только в Севастополе, когда началась революция, состоялись митинги в поддержку пролетарской революции.
Балтийские матросы делились опытом с местными. А опыт у моряков из Петрограда был богатый. В Кронштадте, например, в результате самосудов было ликвидировано 76 офицеров. На юге такой стихийности уже не было. Людей, не нужных новой власти, опасных для неё, отправляли в мир иной планомерно.
В мемуарах сам Папанин писал, что приходилось сражаться со «всякой революционной нечистью». При этом упоминаются: отставные офицеры, чиновники-пенсионеры, крестьяне-кулаки. То есть, воевал Папанин не только с бойцами белого движения, но и с мирными людьми, которых он называл «вредными насекомыми».
В середине декабря 1917 года матросы, которых изрядно потрепали казаки на Дону, вернулись в Крым и стали расправляться с живущими на полуострове царскими офицерами.
Некоторые современники вспоминали, что в Крыму установился большевизм «в разбойничьей форме», что «банды матросов свирепствовали».
Нет информации, что Папанин лично участвовал в чем-то неприглядном. Но он был из числа тех самых матросов-революционеров.
Публицист, общественник князь Оболенский писал, что в Симферополе были переполнены тюрьмы. Ежедневно на расстрел увозили людей пачками. Позже вспоминал об этих временах и Иван Дмитриевич. Он не вдавался в подробности, но указывал, что в Крыму его задачей было «поддерживать революционный порядок».
Не в пользу Папанина говорит и его крепкая дружба с Алексеем Мокроусовым, который призывал на собрании Феодосийского Совета «уничтожить всю буржуазию, не разбирая средств».
В 1920 году Иван Дмитриевич стал комендантом Крымской ЧК. Думаю, не стоит в деталях пояснять, чем занимался этот орган. Любопытно, что на эту должность Папанина назначили по рекомендации Розалии Землячки – женщины, дела которой ужасали не только политических противников, но и соратников. А Иван Дмитриевич отзывался о ней, как о человеке чутком и отзывчивом.
Я не могу однозначно утверждать, что Папанин был типичным «красным карателем». Но, если сопоставить все факты воедино, представить, чем занимались матросы и чекисты в Крыму, то остается мало сомнений в том, что Иван Дмитриевич в молодости наделал очень много неприглядного.