Существует мнение, что введение режима ЧС с целью защиты населения от коронавируса — лучший вариант по сравнению с режимом повышенной готовности, самоизоляции или карантина. По какой-то необъяснимой причине люди полагают, что введение режима чрезвычайной ситуации поможет защитить население России от нищеты, а государство возьмет на себя заботы по обеспечению населения средствами защиты. Именно эти аргументы приводятся в петиции на сайте change.org, которую, по состоянию на 12 апреля, подписали 11 тысяч человек.
Почему для защиты от нищеты нужно объявление чрезвычайного положения и что мешало ликвидировать нищету в отсутствие эпидемии опасного заболевания, не совсем ясно. К слову, нищих в России официально больше 20 миллионов.
Читая форумы и социальные сети я вижу, что людей, считающих так же, намного больше, чем подписантов петиции. Объяснение этому простое и грустное — государство устранилось от решения острых социальных вопросов граждан в момент, когда от него ждали помощи и четких, последовательных действий. Объявление президентом оплачиваемых выходных дней длиной в 6 недель по факту никак не решает проблемы миллионов сотрудников организаций малого и среднего бизнеса, сфера деятельности которого не относится к “разрешенным”. Государство дало четкий сигнал: мы свою проблему решили, теперь, дорогие граждане, решайте свои проблемы с работодателем; наше дело — приказать продолжать платить зарплату, а откуда брать деньги — пусть думают владельцы бизнеса.
Изящно и элегантно, ничего не скажешь. Поэтому я решил написать этот текст и записать видео.
О РЕЖИМЕ ЧС.
Введение режима чрезвычайной ситуации регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (далее — Закон о ЧС). Одним из основных принципов определения объема мероприятий является принцип необходимой достаточности (абз. 3 ст. 7 Закона о ЧС). Понятие очень расплывчатое и оценочное.
Ни Закон о ЧС, ни какой-либо другой нормативный акт НЕ ОБЯЗЫВАЕТ государство обеспечивать население деньгами. В полномочия федерального правительства и местных органов власти включено ПРАВО выделять средства для выплат гражданам единовременных пособий (пп. “м” ст. 10, пп. “л” ст. 11, ч. 1.1 ст. 24 Закона о ЧС). Разница между понятиями “право” и “обязанность”, думаю, очевидна. Размер пособий определяется “на глазок” по желанию левой пятки чиновников. Например, размер единовременных выплат пострадавшим от наводнения в Тулуне, составлял от 10 до 100 тысяч рублей. Можно ли на эти деньги мебелировать хотя бы одну комнату — большой вопрос.
ФОРС-МАЖОР.
Введение режима ЧС относится к форс-мажору и позволяет избегать ответственности за нарушение обязательств (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Существует мнение, что при введении режима ЧС можно прекратить платить за коммунальные услуги, арендную плату (тем кто снимает квартиры, офисы или складские помещения), кредиты и так далее. Мнение ошибочное и вредное.
Дело в том, что форс-мажор работает в обе стороны. Для примера возьмем гражданина, снимающего квартиру. Право на неисполнение принятых обязательств возникает не только у арендатора, но и у арендодателя. То есть, хозяин квартиры в любой момент может указать арендатору на дверь и он не понесет никакой ответственности за досрочное расторжение договора найма. Не возникает права не оплачивать коммунальные услуги; более того, поставщик коммунальных услуг освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств, даже если все исправно вносят оплату — режим ЧС является универсальным извиняющим обстоятельством.
МАССОВОЕ УВОЛЬНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ.
Сейчас выплата заработной платы возложена на работодателей. При введении режима ЧС эта обязанность не перейдет к государству. А у работодателей появится законная причина уволить любого или даже всех сотрудников на основании пункта 7 статьи 83 Трудового кодекса РФ.
И не нужно никаких уведомлений службы занятость, выплат двухмесячного среднего заработка в связи с сокращением и прочих нежно любимых работодателями обязанностей.
ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Действительно, такой фонд существует, и наивные граждане думают, что от использования его для оплаты всех их долгов отделяет только введение режима ЧС.
ФНБ сформирован для выполнения двух задач (ч. 1 ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ):
- софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан;
- обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
Нет никакого закона, позволяющего использовать накопленные 8,2 триллиона рублей (по состоянию на март 2020 года), для ликвидации последствий ЧС. И нет никакой проблемы изменить положения Бюджетного кодекса РФ, позволить пользоваться этими деньгами с целью помощи населения, вынужденно сидящего дома и пережидающего пандемию коронавируса. К примеру, закон о повышении штрафов за нарушение самоизоляции приняли менее чем за неделю.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
При объявлении режима ЧС государство получит законные основания для введения комендантского часа и полного запрета на свободное передвижение. Для контроля за соблюдением запретов будут использованы все имеющиеся средства — полиция, Росгвардия, Вооруженные силы.
Может быть объявлена эвакуация населения, в этом случае вы будете обязаны оставить свое жилище, взять самое необходимое и эвакуироваться. Граждане имеют право на защиту личного имущества при объявлении режима ЧС (ч. 1 ст. 18 Закона о ЧС), но никаким законом не предусмотрена обязанность государства выплатить пострадавшему компенсацию.
Население будет привлекаться для участия в ликвидации ЧС — это прямо разрешено последним абзацем статьи 19 Закона о ЧС.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЗАЩИТЫ.
Эта обязанность возложена на… бизнес. Подпункт “б” пункта 6 Постановления Правительства от 2 апреля 2020 г. N 417 предусматривает, что обеспечение работников и иных граждан, находящихся на территориях предприятий, имеющимися средствами коллективной и индивидуальной защиты и другим имуществом, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны планировать необходимые меры по защите населения от ЧС — это предусмотрено ст. 14 Закона О ЧС.
Государство не обязано финансировать (хотя бы частично) создание запасов средств защиты в организациях. Сами-сами.
#юрист #covid19 #чрезвычайноеположение #режимчс #самоизоляция