Найти тему
Жизнь Дари ♥

Магистратура в техническом университете Чехии. Процесс обучения, отличие от наших ВУЗов.

Итак, предыстория есть в прошлых постах ( читать здесь) , а сейчас я продолжаю свой рассказ об учёбе в технической магистратуре.

На первой же лекции меня ждало огромное разочарование. Во-первых, я только вернулась из 2-месячного отдыха в Беларуси, где, естественно, по-чешски я не разговаривала и мало что читала. Во-вторых, преподаватель в таком быстром темпе начал вести лекцию, что я потерялась в первые же минуты. Апофеозом всего стало то, что две русские девушки, которые сидели передо мной (а русских нас на потоке оказалось пятеро), просто встали и ушли на середине лекции. В эту же секунду я подумала, что они всё это и так прекрасно знают, поэтому и ушли. В тот момент я чувствовала себя самым тупым человеком в Мире 😄.

С такими мыслями прошла вся моя первая неделя в университете. Единственное, что меня порадовало, так это сдача теста на электротехническую безопасность (это обязательный для всех студентов тех. университетов тест, только после его сдачи можно было получить допуск к лабораторным занятиям). Первые сомнения, что не всё у меня так плохо закрались, когда я на второй неделе узнала, что некоторые мои одногруппники этот тест не сдали.

Фото Технического университета Брно, факультет FEEC. Фото взято http://www.uamt.feec.vutbr.cz/kontakty
Фото Технического университета Брно, факультет FEEC. Фото взято http://www.uamt.feec.vutbr.cz/kontakty

С самого начала семестра я серьезно взялась за учёбу. Через непонимание терминов и некоторых тем даже на русском языке, я старалась после каждой лекции скачивать пройденный материал и проходить его дома снова и снова. Очень удобно, что в Чехии у каждого университета есть свои электронные платформы "Elearning", куда преподаватели загружают все лекции, дополнительные материалы, шаблоны для отчетов по лабораторным заданиям и проекты.

На третьей неделе случилось то, что меня просто вытащило из тумана уныния. Я попала на одну пару с этими русскими девочками. Разговорившись, я узнала, что девчонки не оканчивали технический бакалавриат, да и с лекции они тогда ушли, потому что ни слова не поняли, что вообще происходит 🙈. Тут-то меня отпустило. Далее в дополнение ко всему я узнала, что еще одна русская девчонка вообще с экономической специальности и тоже мало что понимает, что происходит на лекциях. Я успокоилась.

Урок я свой выучила - нельзя сразу впадать в уныние. Возможно, Вы просто видите не всю картину. Дайте времени сделать своё дело, а Вы делайте своё. Я так и поступила.

Через месяц после начала учёбы я осталась одна из русских девочек. Меня начали узнавать преподаватели, стали здороваться. Я была одна из немногих, кто ходил на все лекции в первом семестре. Было страшно что-либо упустить. И всем начинающим студентам очень советую “поработать в начале на зачётку” (хотя в Чехии их и не существует), хотя бы ради того, чтобы вникнуть в процесс.

Семестры в Чехии довольно короткие. Зимний семестр начинается 18-20 сентября и заканчивается 14-16 декабря. Потом до конца января даётся время на сдачу экзаменов и долгов. Зачёты по чешской системе должны быть получены до наступления экзаменов, т.к. зачёт является допуском. Экзамен можно сдавать три раза. Если с третьей попытки экзамен снова будет провален, тогда нужно договариваться с ответственным за этот предмет преподавателем (гарантом). Обычно, даже самые несговорчивые преподаватели всё-равно идут на уступки и принимают студентов и на четвертый раз. Мне такого не удалось испытать. Не знаю каким чудом, но за всё время учёбы я ни разу не была на пересдаче (да, позже я узнала, что я ботаник даже по чешским меркам 🙈).

Брно, апрель 2020
Брно, апрель 2020

Что касается различий в обучении, то оно, конечно, колоссальное. Чехия не передовик инноваций, но я видела огромную разницу во всём:

  • Оборудование и инновации.

Также как и в России у нас были лабораторные, курсовые (здесь они называются проекты) и практические занятия. Разницы была в том, что в Чехии мы работали с реально используемыми на предприятиях устройствами. Мне довелось посмотреть и протестировать работу на солнечных панелях, ветряных электростанциях уменьшенного размера, сделать проект по установке солнечных панелей на жилой дом, рассчитывать реальные стоимости такого проекта итд. К сравнению, в России я работала на предприятии с новыми современными ультразвуковыми дефектоскопами. Когда же я увидела эти дефектоскопы в университете, мне хотелось то ли плакать, то ли смеяться.

  • Отношения преподаватель-студент.

Тут тоже есть большая разница, т.к. в Чехии преподаватели не выделяют студентов. У меня спрашивали много раз, относились ли ко мне снисходительнее из-за того, что я иностранка? Нет. На ошибки грамматические конечно внимание не заостряли, но если я не отвечала на поставленный вопрос, то баллы мне снимали как и всем.

Кстати, на счёт грамматики тут в целом никто не делает из этого проблемы, т.к. в университетах учится большое количество словаков. Им разрешено сдавать все свои работы на словацком языке (чешский и словацкий различаются и довольно сильно).

  • Отношения с одногруппниками.

Не буду говорить за всех, но в целом поток у нас был довольно дружный. С первого же дня со мной подружилась одна чешка Маркет. Чуть позже мы быстро нашли общий язык со словачкой Зузаной. С ней мы дружим до сих пор. Может быть благодаря этой девочке я и не чувствовала себя одиноко, потому что всегда ощущала, что у меня есть компания.

Благодаря университету я также преодолела свой языковой барьер и просто начала без страха общаться везде и со всеми. Если уж моя фамилия была такая говорящая, то и пытаться сойти за чешку я не хотела. А разговаривать было нужно в первую очередь мне! С этими мыслями я и поборола свой страх.

Продолжение следует.... ✍