Найти тему

«Моё путешествие в Московию» - голландцы в Старой Москве (Цецен Балакаев, 2015)

Николаас Витсен
Николаас Витсен

Балакаев Цецен Алексеевич

«Моё путешествие в Московию»

Трагическая комедия в трёх действиях

Пьеса для чтения по книге Н. Витсена «Moscovische Reyse, 1664-1665»

Действующие лица

Царь Алексей Михайлович, российский самодержец

Яков Черкасский, боярин и царский фаворит

Черкесовна, его единственная дочь

Алмаз Иванов, думский дьяк

Анастасия, его единственная дочь

Иван Прончищев, царский стольник

Никон, московский патриарх

Иоанн, священник посольского приказа

Йалба Доис, калмыцкий царевич

Сар-Герел, его единственная дочь

Убуши, его телохранитель

Якоб Борейль, голландский посол

Николаас Витсен, молодой голландец, дворянин по положению

Ян, его слуга

Брейнестайн, доктор

Гаден, лейб-медик

Иван, истопник

Матрёна, сказочница

Бояре и их домочадцы, дьяки и приставы, попы, стрельцы, татары, башкиры, черкесы и калмыки, челядь и холопы, свита голландского посла, немцы, французы, итальянцы, англичане, персидские гости, китайцы.

Московский Кремль, празднование Пасхи, из книги Адама Олеария.
Московский Кремль, празднование Пасхи, из книги Адама Олеария.

Содержание пьесы

1665 год. Голландское посольство почти год находится в Московии, где безуспешно добивается приёма у царя, чтобы изменить всего лишь одну фразу в договоре о дружбе, важную для голландцев, но незначительную для русских. Хозяева откладывают приём под разными предлогами, и гостям приходится тяжело – соблюдая этикет, они аккуратно посещают все приёмы, на которых испытывают тяжесть русского гостеприимства.

Молодой Николаас, блестящий выпускник Лейденского университета и сын президента Ост-Индской компании, исполняет обязанности секретаря посольства. Он мечтает объехать мир, а особенно побывать в Пекине, но застрял в непонятной холодной стране. Чтобы не терять времени, он тщательно изучает природу и обычаи народов Московии. Деньги открывают ему все двери, ему везде рады, к нему все приветливы. Его называют Молодым немецким генералом.

Николаас с трудом приходит в себя после пира у царского фаворита князя Черкасского. С молодого дипломата не спускает глаз преданный слуга Ян – единственный во всей Московии убеждённый трезвенник. Ян осуждает повальное пьянство русских, и ему вторит посольский доктор Брейнестайн, которого поражают здоровье и живучесть московитов: они мрут не по болезни и не от возраста, а только через несчастный случай или смертоубийство. Ведь пьют здесь все – и государь, и его фаворит Черкасский, и злой стольник Иван Прончищев, надзирающий за голландцами, и добрый думский дьяк Алмаз Иванов, помогающий гостям, и даже батюшка посольского приказа Иоанн не начинает службу не согрешив, дабы было что отмаливать. Доктор лечит Николааса лучшим народным средством: клин выбивает клином.

Московская знать, из книги Адама Олеария.
Московская знать, из книги Адама Олеария.

Посол Борейль счастлив, ведь наконец-то миссия будет выполнена, и не сегодня, так завтра посольство отправится в обратный путь. Николаас слишком болен, чтобы понять причину воодушевления посла, ведь он не помнит ничего, произошедшего на пиру. Посол разъясняет, что успех миссии и жизни самих послов в руках Николааса – он должен сочинить и поставить в Кремле французский балет «Пастух и пастушка» и жениться на Черкесовне, единственной дочери князя Черкасского, самой завидной невесте Московии. Николаас ничего не понимает, и посол повествует о том, что случилось накануне на пиру у князя Черкасского.

Николаас пил с хозяином, которого не свалишь с ног и ведром водки, а затем демонстрировал ему и государю своё любимое увлечение французский балет, не знаемый в Московии. Он учил Черкесовну танцу пастушков, который заканчивался долгим страстным поцелуем. Черкасский хотел самолично изрубить наглеца, но Черкесовна закричала, что хочет замуж за молодого немецкого генерала и танцевать пастушку в Париже, а ставших на её пути велит уничтожить. Царю это понравилось, и государь повелел: быть балету в Московии.

Немедля ни минуты, Николаас должен приступить к написанию балета, отрепетировать его у Черкасского, чтобы вечером представить перед царскими очами на Красной площади. После балета назначен обряд бракосочетания, после чего посольство отправится в Амстердам с успешно выполненной миссией.

Сватовство, из книги Адама Олеария.
Сватовство, из книги Адама Олеария.

Думский дьяк Алмаз доставляет Николаасу почесть от князя Черкасского: 32 блюда с его стола, и приносит как пожар разносящуюся по Московии весть: государь повелел боярам незамужних дочерей явить молодому немецкому генералу, который научит их новой царской забаве балету. Алмаз слёзно умоляет Николааса взять в обучение и его дочь-сиротинушку, ибо та его единственная отрада. Анастасия предстаёт перед своим учителем балета с лицом, закрытым вуалью, ибо ей предсказана смерть, коли мужчина увидит её до замужества. Лишь только Николаас притрагивается к Анастасие, он ощущает непередаваемое блаженство. Он добросовестно учит девушку искусству балета. Вуаль цепляется за генеральский орден и падает. Николаас поражён чистой и светлой красотой Анастасии. Безутешный Алмаз молит бога не губить единственную дочь.

Николаасу наносит визит калмыцкий царевич Йолба-Доис, приглашённый рассказать о далёком Пекине, в котором был не раз. Он повествует о Запретном городе, о ясах Чингис-хана, похищенных китайцами и спрятанными за стенами Запретного города, и горит желанием добыть их любой ценой. Николаас дарит царевичу пару пистолетов, и Йолба признаётся, что готов назначить молодого генерала командующим своей конницей и отдать ему красавицу-дочь Сар-Герел, если Николаас вооружит калмыков этими маленькими пушками, стреляющими огненными шулмусами, и возглавит поход на Пекин. Николаас в растерянности, ибо его мечта увидеть Пекин может стать осуществимой. Пока же он велит калмыкам учить новую царскую забаву балет.

Сар-Герел любит Убуши, молодого телохранителя царевича Йолбы. Влюблённые поклялись друг другу в верности и готовы умереть, но не разлучаться. Повеление отца Сар-Герел принимает со смирением, но Николаас ведёт её не в золотой шатёр, чтобы разделить с нею подушку, а учит танцевать балет. Сар-Герел покорно и старательно учится непростой науке, предчувствуя, что не доживёт до конца балета. Убуши верный слуга своего хозяина, он внимательно опекает Николааса.

Жители Московии.
Жители Московии.

В хоромах князя Черкасского его дочь Черкесовна готовится к своему торжеству. Ей давно надоели мамки, бабки, богомолицы, гусляры, балалаечники и прочий простой люд, от которого несёт вином, луком и чесноком. Она нещадно лупит дворовую челядь и няньку Матрёну и мечтает ходить в мучных париках и платьях с тугими лифами и огромными юбками, танцуя пастушек в Париже.

К князю Черкасскому прибывает царевич Йолба. Они давно знают друг друга, делая набеги на ближних и дальних соседей, где забирают большую добычу. Йолба посвящает старого товарища в тайну готовящегося набега: Молодой немецкий генерал поведал, что есть богатая страна Франция, где люди совершенно беспечны и танцуют целыми днями, не заботясь о защите и сохранении своих богатств. Йолба предлагает князю войти в долю, дав в набег 5 тысяч государевых стрельцов, 100 пушек с ядрами и 1000 подвод для перевозки добычи. Царское войско воюет крымского хана, потому Черкасский готов дать только подводы и финансировать набег – он предлагает Йолбе 1000 бочек царской водки, ибо ему принадлежит монополия на винокурение и с каждой бутыли он забирает 5 копеек.

Друзья пьют за успех набега и признаются друг другу, на что потратят добычу: оба хотят закатить пышный пир на свадьбе своей дочери. Но жених один, и друзья спорят, чья дочь станет первой женой, а чья – младшей. Черкесовна подслушивает спор и клянётся сегодня же уничтожить соперницу.

Внутренность Кремля в 1613 году.
Внутренность Кремля в 1613 году.

Николаас всецело предан маленькой Голландии и горд доверием открыть Московии искусство балета. Он не подозревает, что в этой далёкой холодной стране жизнь и смерть идут рука об руку и что сейчас ему предстоит решить – кому жить в счастии, а кому умереть, и вдохновенно руководит выходами послов и дивертисментами народов Московии.

Черкесовна танцует пастушку и всходит на золотой трон царицы любви Венеры. Сар-Герел исполняет танец лотоса, выросшего там, где ступила нога Будды. Анастасия поёт в танце полевого жаворонка, щебетом которого очарован поэт, изображаемый Николаасом. Наконец поэт ловит жаворонка, и птичка трепещет в его руках.

Черкесовна приготовила для Сар-Герел золотую чашу с отравленным медовым напитком. Но сейчас она видит, что её соперница – безродная дочь ничтожного думского дьяка. Без раздумий она велит Сар-Герел поднести золотую чашу Анастасие. Та делает глоток и падает бездыханной.

Безутешный Николаас хочет последовать за Анастасией в иной мир. Но Сар-Герел предупреждает его, опустошив чашу с ядом до последней капли. Разъяренная Черкесовна бросается с кинжалом на Николааса. Верный слуга царевича Йолбы телохранитель Убуши исполняет свой долг, закрыв собою молодого генерала.

Приём у царя Алексея Михайловича.
Приём у царя Алексея Михайловича.

Николаас с трудом приходит в себя после пира у князя Черкасского. Он не помнит событий прошлой ночи и грезит о нежданной, негаданной настоящей любви, о которой читал в лучших книгах. Ему не нужны ни Пекин, ни Сибирское губернаторство, он желает быть рядом с Анастасией и вечно, до последнего вздоха любоваться изумрудным светом её глаз. Преданный Ян старается угодить хозяину и поддакивает в создании воздушных замков. Доктор Брейнестайн, ещё раз получивший доказательство быстрой смерти московитов через несчастный случай или убийство, лечит Николааса лучшим народным средством: клин выбивает клином.

Появляется скорбный посол Борейль. Николаас бросается к нему, умоляя отправить отцу срочное письмо с радостной вестью о свадьбе сына на русской красавице с необыкновенным именем Анастасия. Но посол велит Николаасу немедленно садиться на коня и что есть мочи мчаться к границе Московии, ибо всё, что мог он сделать – лишь отсрочить на одни сутки лютую казнь молодого генерала.

С разбитым сердцем Николаас покидает Московию, чтобы более 30 лет вспоминать о ней с грустью и любовью. Лишь встреча с молодым царём Петером заставит его поверить в лучшее будущее непостижимой Московии. Он навсегда останется другом этой далёкой холодной страны.

Путешествие в Московию Николааса Витсена.
Путешествие в Московию Николааса Витсена.

Пьеса написана по дневникам Николааса Витсена в форме волшебной русской сказки в пригороде Амстердама у развалин старинного имения «Sint-Petersburg» в 2014-2015 годах – через 350 лет после написания дневников. Персонажи пьесы реальные исторические лица, упомянутые на страницах дневников.

Дневники были подарены царю Петру в 1697 году в Амстердаме, где Николаас Витсен исполнял должность бургомистра и сенатора. «Moscovische Reyse 1664-1665» были изданы в 1966 году в Гааге. Русский перевод «Путешествие в Московию 1664-1665» опубликован в 1996 году в Санкт-Петербурге.

Прошу
пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье для повышения кармы.