«Моё путешествие в Московию»
Трагическая комедия в трёх действиях
Пьеса для чтения по книге Н. Витсена «Moscovische Reyse, 1664-1665»
Действующие лица
Царь Алексей Михайлович, российский самодержец
Яков Черкасский, боярин и царский фаворит
Черкесовна, его единственная дочь
Алмаз Иванов, думский дьяк
Анастасия, его единственная дочь
Иван Прончищев, царский стольник
Никон, московский патриарх
Иоанн, священник посольского приказа
Йалба Доис, калмыцкий царевич
Сар-Герел, его единственная дочь
Убуши, его телохранитель
Якоб Борейль, голландский посол
Николаас Витсен, молодой голландец, дворянин по положению
Ян, его слуга
Брейнестайн, доктор
Гаден, лейб-медик
Иван, истопник
Матрёна, сказочница
Бояре и их домочадцы, дьяки и приставы, попы, стрельцы, татары, башкиры, черкесы и калмыки, челядь и холопы, свита голландского посла, немцы, французы, итальянцы, англичане, персидские гости, китайцы.
Содержание пьесы
1665 год. Голландское посольство почти год находится в Московии, где безуспешно добивается приёма у царя, чтобы изменить всего лишь одну фразу в договоре о дружбе, важную для голландцев, но незначительную для русских. Хозяева откладывают приём под разными предлогами, и гостям приходится тяжело – соблюдая этикет, они аккуратно посещают все приёмы, на которых испытывают тяжесть русского гостеприимства.
Молодой Николаас, блестящий выпускник Лейденского университета и сын президента Ост-Индской компании, исполняет обязанности секретаря посольства. Он мечтает объехать мир, а особенно побывать в Пекине, но застрял в непонятной холодной стране. Чтобы не терять времени, он тщательно изучает природу и обычаи народов Московии. Деньги открывают ему все двери, ему везде рады, к нему все приветливы. Его называют Молодым немецким генералом.
Николаас с трудом приходит в себя после пира у царского фаворита князя Черкасского. С молодого дипломата не спускает глаз преданный слуга Ян – единственный во всей Московии убеждённый трезвенник. Ян осуждает повальное пьянство русских, и ему вторит посольский доктор Брейнестайн, которого поражают здоровье и живучесть московитов: они мрут не по болезни и не от возраста, а только через несчастный случай или смертоубийство. Ведь пьют здесь все – и государь, и его фаворит Черкасский, и злой стольник Иван Прончищев, надзирающий за голландцами, и добрый думский дьяк Алмаз Иванов, помогающий гостям, и даже батюшка посольского приказа Иоанн не начинает службу не согрешив, дабы было что отмаливать. Доктор лечит Николааса лучшим народным средством: клин выбивает клином.
Посол Борейль счастлив, ведь наконец-то миссия будет выполнена, и не сегодня, так завтра посольство отправится в обратный путь. Николаас слишком болен, чтобы понять причину воодушевления посла, ведь он не помнит ничего, произошедшего на пиру. Посол разъясняет, что успех миссии и жизни самих послов в руках Николааса – он должен сочинить и поставить в Кремле французский балет «Пастух и пастушка» и жениться на Черкесовне, единственной дочери князя Черкасского, самой завидной невесте Московии. Николаас ничего не понимает, и посол повествует о том, что случилось накануне на пиру у князя Черкасского.
Николаас пил с хозяином, которого не свалишь с ног и ведром водки, а затем демонстрировал ему и государю своё любимое увлечение французский балет, не знаемый в Московии. Он учил Черкесовну танцу пастушков, который заканчивался долгим страстным поцелуем. Черкасский хотел самолично изрубить наглеца, но Черкесовна закричала, что хочет замуж за молодого немецкого генерала и танцевать пастушку в Париже, а ставших на её пути велит уничтожить. Царю это понравилось, и государь повелел: быть балету в Московии.
Немедля ни минуты, Николаас должен приступить к написанию балета, отрепетировать его у Черкасского, чтобы вечером представить перед царскими очами на Красной площади. После балета назначен обряд бракосочетания, после чего посольство отправится в Амстердам с успешно выполненной миссией.
Думский дьяк Алмаз доставляет Николаасу почесть от князя Черкасского: 32 блюда с его стола, и приносит как пожар разносящуюся по Московии весть: государь повелел боярам незамужних дочерей явить молодому немецкому генералу, который научит их новой царской забаве балету. Алмаз слёзно умоляет Николааса взять в обучение и его дочь-сиротинушку, ибо та его единственная отрада. Анастасия предстаёт перед своим учителем балета с лицом, закрытым вуалью, ибо ей предсказана смерть, коли мужчина увидит её до замужества. Лишь только Николаас притрагивается к Анастасие, он ощущает непередаваемое блаженство. Он добросовестно учит девушку искусству балета. Вуаль цепляется за генеральский орден и падает. Николаас поражён чистой и светлой красотой Анастасии. Безутешный Алмаз молит бога не губить единственную дочь.
Николаасу наносит визит калмыцкий царевич Йолба-Доис, приглашённый рассказать о далёком Пекине, в котором был не раз. Он повествует о Запретном городе, о ясах Чингис-хана, похищенных китайцами и спрятанными за стенами Запретного города, и горит желанием добыть их любой ценой. Николаас дарит царевичу пару пистолетов, и Йолба признаётся, что готов назначить молодого генерала командующим своей конницей и отдать ему красавицу-дочь Сар-Герел, если Николаас вооружит калмыков этими маленькими пушками, стреляющими огненными шулмусами, и возглавит поход на Пекин. Николаас в растерянности, ибо его мечта увидеть Пекин может стать осуществимой. Пока же он велит калмыкам учить новую царскую забаву балет.
Сар-Герел любит Убуши, молодого телохранителя царевича Йолбы. Влюблённые поклялись друг другу в верности и готовы умереть, но не разлучаться. Повеление отца Сар-Герел принимает со смирением, но Николаас ведёт её не в золотой шатёр, чтобы разделить с нею подушку, а учит танцевать балет. Сар-Герел покорно и старательно учится непростой науке, предчувствуя, что не доживёт до конца балета. Убуши верный слуга своего хозяина, он внимательно опекает Николааса.
В хоромах князя Черкасского его дочь Черкесовна готовится к своему торжеству. Ей давно надоели мамки, бабки, богомолицы, гусляры, балалаечники и прочий простой люд, от которого несёт вином, луком и чесноком. Она нещадно лупит дворовую челядь и няньку Матрёну и мечтает ходить в мучных париках и платьях с тугими лифами и огромными юбками, танцуя пастушек в Париже.
К князю Черкасскому прибывает царевич Йолба. Они давно знают друг друга, делая набеги на ближних и дальних соседей, где забирают большую добычу. Йолба посвящает старого товарища в тайну готовящегося набега: Молодой немецкий генерал поведал, что есть богатая страна Франция, где люди совершенно беспечны и танцуют целыми днями, не заботясь о защите и сохранении своих богатств. Йолба предлагает князю войти в долю, дав в набег 5 тысяч государевых стрельцов, 100 пушек с ядрами и 1000 подвод для перевозки добычи. Царское войско воюет крымского хана, потому Черкасский готов дать только подводы и финансировать набег – он предлагает Йолбе 1000 бочек царской водки, ибо ему принадлежит монополия на винокурение и с каждой бутыли он забирает 5 копеек.
Друзья пьют за успех набега и признаются друг другу, на что потратят добычу: оба хотят закатить пышный пир на свадьбе своей дочери. Но жених один, и друзья спорят, чья дочь станет первой женой, а чья – младшей. Черкесовна подслушивает спор и клянётся сегодня же уничтожить соперницу.
Николаас всецело предан маленькой Голландии и горд доверием открыть Московии искусство балета. Он не подозревает, что в этой далёкой холодной стране жизнь и смерть идут рука об руку и что сейчас ему предстоит решить – кому жить в счастии, а кому умереть, и вдохновенно руководит выходами послов и дивертисментами народов Московии.
Черкесовна танцует пастушку и всходит на золотой трон царицы любви Венеры. Сар-Герел исполняет танец лотоса, выросшего там, где ступила нога Будды. Анастасия поёт в танце полевого жаворонка, щебетом которого очарован поэт, изображаемый Николаасом. Наконец поэт ловит жаворонка, и птичка трепещет в его руках.
Черкесовна приготовила для Сар-Герел золотую чашу с отравленным медовым напитком. Но сейчас она видит, что её соперница – безродная дочь ничтожного думского дьяка. Без раздумий она велит Сар-Герел поднести золотую чашу Анастасие. Та делает глоток и падает бездыханной.
Безутешный Николаас хочет последовать за Анастасией в иной мир. Но Сар-Герел предупреждает его, опустошив чашу с ядом до последней капли. Разъяренная Черкесовна бросается с кинжалом на Николааса. Верный слуга царевича Йолбы телохранитель Убуши исполняет свой долг, закрыв собою молодого генерала.
Николаас с трудом приходит в себя после пира у князя Черкасского. Он не помнит событий прошлой ночи и грезит о нежданной, негаданной настоящей любви, о которой читал в лучших книгах. Ему не нужны ни Пекин, ни Сибирское губернаторство, он желает быть рядом с Анастасией и вечно, до последнего вздоха любоваться изумрудным светом её глаз. Преданный Ян старается угодить хозяину и поддакивает в создании воздушных замков. Доктор Брейнестайн, ещё раз получивший доказательство быстрой смерти московитов через несчастный случай или убийство, лечит Николааса лучшим народным средством: клин выбивает клином.
Появляется скорбный посол Борейль. Николаас бросается к нему, умоляя отправить отцу срочное письмо с радостной вестью о свадьбе сына на русской красавице с необыкновенным именем Анастасия. Но посол велит Николаасу немедленно садиться на коня и что есть мочи мчаться к границе Московии, ибо всё, что мог он сделать – лишь отсрочить на одни сутки лютую казнь молодого генерала.
С разбитым сердцем Николаас покидает Московию, чтобы более 30 лет вспоминать о ней с грустью и любовью. Лишь встреча с молодым царём Петером заставит его поверить в лучшее будущее непостижимой Московии. Он навсегда останется другом этой далёкой холодной страны.
Пьеса написана по дневникам Николааса Витсена в форме волшебной русской сказки в пригороде Амстердама у развалин старинного имения «Sint-Petersburg» в 2014-2015 годах – через 350 лет после написания дневников. Персонажи пьесы реальные исторические лица, упомянутые на страницах дневников.
Дневники были подарены царю Петру в 1697 году в Амстердаме, где Николаас Витсен исполнял должность бургомистра и сенатора. «Moscovische Reyse 1664-1665» были изданы в 1966 году в Гааге. Русский перевод «Путешествие в Московию 1664-1665» опубликован в 1996 году в Санкт-Петербурге.
Прошу пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье для повышения кармы.