30 марта 2020 г. Премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин попросил власти российских регионов обратить внимание на ограничительные меры, введенные в Москве и Подмосковье проработать возможность введения аналогичных у себя. При этом 3 апреля стало известно, что холдинг "РЖД" из-за снижения пассажиропотока в связи с коронавирусом сокращает периодичность курсирования и отменяет несколько десятков поездов. В этой связи появляется ряд вопросов, которые прокомментировал заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Дмитрий Агафонов.
1. Как может повлиять сложившаяся ситуация на холдинг РЖД, в том числе на ее доходах?
Пассажирские перевозки для РЖД не играют ключевой роли в формировании валовой выручки. По итогам 2019 г. суммарные доходы ОАО «РЖД» за 2019 год составили 1 848,1 млрд рублей, в том числе доходы от пассажирских перевозок – 27,9 млрд рублей. С точки зрения финансового результата, на фоне неблагоприятной конъектуры на мировых рынках, для транспортного холдинга архиважно не допустить значительного снижения уровня погрузки грузов на железнодорожной сети. Деятельность РЖД коррелирует с общей ситуацией в российской экономике, в частности с промышленным сектором. В этом плане 2019 г. для компании и без учета масштабного распространения короновируса являлся сложным - погрузка за 2019 год составила 1 278,1 млн тонн, что на 0,9% ниже уровня 2018 года.
По оперативным данным РЖД за январь-февраль 2020 г. количество перевезенных пассажиров составило 178,2 млн. чел., что на 7,2% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Погрузка на сети за январь-февраль 2020 г. оценивалась на уровне 199,6 млн.тонн и имела отрицательный тренд (ниже на 2,8% по сравнению с прошлым годом). В сложившейся ситуации, скорее всего, придется ожидать корректировки в сторону снижения основных финансовых показателей компании по итогам 1 квартала 2020 г.
2. Если будет введен режим самоизоляции по всей стране, то не приведет ли это к полному прекращению пассажирского и грузового движения по России? Как сильно отразится это на деловой активности в регионах и РЖД?
В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки уже в начале марта РЖД пересмотрело расписание движения поездов дальнего следования. На сегодня ряд регионов, в том числе г. Москва, объявили об усилении ограничительных мер. В случае развития худшего сценария (дальнейшего масштабного распространения инфекции) не исключен вариант масштабного пересмотра всей маршрутной сети. Безусловным преимуществом пассажирских перевозок дальнего следования на транспортном рынке является обеспечение мобильности населения в малых городах России (в отличии от пригорода, где основная функция «маятниковая» миграция). Учитывая социальную нагрузку на РЖД, о полной остановке движения пассажирских и грузовых перевозок пока говорит преждевременно.
3. Можно ли ожидать, что сокращение движения пассажирских и грузовых поездов приведет к пересмотру инвестиционных планов РЖД, например, по закупке локомотивов?
У РЖД сформирована долгосрочная программа развития до 2025 г., в которой предусмотрена модернизация локомотивного парка, в том числе за счет закупки 5,825 тыс. новых локомотивов. Политика компании в данном направлении сформирована под обслуживание существующих объемов перевозок грузов и пассажиров, также под сценарные условия Минэкономразвития по развитию национальной экономики. В 2019 г. компания увеличила объем закупок локомотивов в связи с необходимостью в дополнительном подвижном составе для перевозки грузовой базы в восточном направлении. В случае затяжного мирового кризиса, корректировка инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части закупок новых локомотивов безусловно необходима.
4. Можно ли ожидать, что сокращение перевозок из-за эпидемии коронавируса приведет к снижению производства локомотивов на российских предприятиях, например, на «Уральских локомотивах» и Людиновском тепловозостроительном заводе, входящих в группу «Синара»? Если да, то как сильно?
Между РЖД и группой Синара заключены ряд стратегически важных документов, определяющих взаимовыгодные отношения, в том числе учрежден инжиниринговый центр железнодорожного транспорта. К примеру, в 2020 г. РЖД планировало закупить у группы Синара порядка 120 электровозов 2ЭС6, 10 локомотивов 2ЭС10 и 3ЭС10 и десять 2ЭС7, а также 25 маневровых тепловозов ТЭМ14. Насколько сильным может оказаться снижению производства локомотивов на российских предприятиях, зависит от темпов восстановления национальной экономики и последующей корректировки инвестиционной программы РЖД. Тем не менее, необходимость модернизации локомотивного парка отвечает требованиям транспортного рынка и для сохранения конкурентоспособности РЖД, говорить об полном сокращении производства локомотивов в данном случае преждевременно.
Оригинал мнения экспертов опубликован на сайте Института.
Если Вам интересны мнения экспертов об инфраструктурных отраслях, которые функционируют, в том числе, в условиях естественных монополий (электроэнергетика, водоснабжение, водоотведение, железнодорожные перевозки и так далее), то подписывайтесь на наш Дзен.