Найти тему
Марина говорит

Книга, от которой хочется уйти в запой: стоит ли оно того?

Об этой книге я начинала писать раз двести, не меньше. Начинала - и бросала, потому что не могла подобрать слова. Тем не менее, совсем обойти вниманием не могу, поэтому собираю волю в кулак.

О "Маленькой жизни" Ханьи Янагихары я узнала самым очевидным путем - из миллиона восторженных отзывов. Такая шумиха у меня обычно вызывает обратную реакцию - "не читать ни в коем случае даже под дулом пистолета". Поэтому сделала отметку где-то в дебрях сознания, и надолго отложила роман. Спустя год его время пришло.

Начинается "Маленькая жизнь", в общем-то, за здравие. Главные герои - четыре друга из Нью-Йорка. У них разный цвет кожи, разная сексуальная ориентация, разные взгляды на жизнь и призвания. Что же объединяет капризного гиперэмоционального молодого художника, сдержанного начинающего актера скандинавских кровей, архитектора из богатой семьи, и многообещающего юриста с таинственным прошлым? Они знакомы с колледжа, и связь между ними кажется неправдоподобно крепкой. Ради своей компании (которая скорее воспринимается как семья) они готовы пожертвовать почти всем - личной жизнью, досугом, деньгами. Буду честной - эмоции, связывающие героев, сразу показались мне гипертрофированными, нереальными. Ну, допустим, мне в жизни не повезло, и такой вот Дружбы с большой буквы мне встретить не довелось. Окей.

В начале повествования "удельные веса" всех героев примерно равны. Автор дает нам возможность узнать судьбу каждого. В дальнейшем история сжимается вокруг двоих - юриста Джуда и актера Виллема.
Довольно быстро становится ясно, что центральная фигура "Маленькой жизни" - Джуд, а остальные герои местами воспринимаются как декорации. Что ж, сосредоточимся на нем и мы.

Тот факт, что в прошлом Джуда роятся темные тайны, автор раскрывает почти сразу. А затем начинает изводить читателей (весьма искусно, впрочем), выдавая правду малыми дозами - и, возможно, в этом есть резон, ведь она поистине страшна. Кажется, что на первые 16 лет жизни героя выпали мучения, рассчитанные человек на сто-двести. А еще кажется, что каждый (каждый!!!) человек, которого он встречал - чудовище, извращенная тварь, ведомая лишь низменными инстинктами. Верить в это то ли не хочется, то ли не получается.

Если эта статистика соответствует действительности - продолжать жить в таком мире решительно не хочется. Пожалуй, именно по этой причине "раскрытие правды" о Джуде и вызвало у меня настолько негативные эмоции. Дело не в том, что я фея из страны радужных единорогов, которая не может пережить жестокости. Просто, используя прием нагнетения и саспенса, Янагихара превращает читателя в злобного зеваку, жаждущего грязных подробностей. Мозг стремится к тому, чтобы завершить картину, закончить уже этот пазл - и, в итоге, ты невнимательно пролистываешь страницы "настоящего", чтобы получить еще одну порцию чудовищного "прошлого".

А что же в настоящем? Настоящее Джуда и его близких - это история чудовищного пост-травматического расстройства и неправдоподобно любящих, терпеливых и сострадающих людей. В связи с тем, что я сама живой человек из плоти и крови, мне очень сложно поверить, что даже самые любящие люди готовы в течение столь долгого времени мириться с эгоизмом и клинической депрессией близкого.

Общее впечатление от романа - тошнотворная, мучительная, болезненная безысходность. На свете есть немало книг - тяжелых, душераздирающих - которые меняют и очищают. Прочитав их, ты понимаешь, что прожил боль и стал лучше. "Маленькая жизнь" - книга совсем иного толка. Честно, мне кажется, что эмоционально нестабильного человека эта книга может подтолкнуть к каким-то совсем неправильным решениям. При том, что это, несомненно, мощное произведение, я хотела бы его не читать. Я не увидела в нем того света, ради которого стоит пережить всю эту боль. Не могу порекомендовать к прочтению.

Просто для расширения кругозора - так вот мило и безобидно выглядит автор произведения)
Просто для расширения кругозора - так вот мило и безобидно выглядит автор произведения)