Найти тему

НЕКРОЛОГ ПО ОБРАЗОВАНИЮ.

Не так уж много времени прошло с момента проведения молодёжного форума Селигер-2007, на котором прозвучала фраза, достойная произносящего:

«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

В этой фразе две идеи – одна интереснее другой.

Во-первых, какие такие колоссальные усилия нужны системе образования, чтобы на выходе получить потребителя. Известно, какие. Буквы в слова складывать, чтобы этикетку мог осилить, ну или там, рекламный текст какой в инстаграмме. А вот ещё новый тренд в образовании. Предметом особого внимания стала финансовая грамотность населения. Видимо, чтобы эти Буратино знали, какие мантры шептать и куда свои грошики прикопать, чтобы денежное дерево выросло.

Взяв за основу идею западного образования, готовящего узкопрофильного специалиста, решили, что гуманитарий после 9 класса обойдётся без физики, химии, биологии, астрономии. Ну а тому, кто пойдёт в физмат класс, можно обойтись гуманитарным минимумом. Но есть проблема и посущественнее.

Узкопрофильные специалисты должны быть интегрированы в производство и уже там, на местах, углублять свою специализацию. А если производственные цепочки разрушены, а для тех осколков, что ещё остались от наследия прежней страны, и эти знания избыточны? Значит, вместо реальной производственной практики выпускник будет видеть её бумажную имитацию, а из всех навыков самым нужным будет составление резюме совсем не по профилю полученного образования. Это сложной экономике нужно сложное образование. Иначе это бестолковая строка в бюджете, которая первая пойдёт под нож. Все эти объединения вузов, школ, детских садов вполне укладываются в подобную логику.

Вторая идея весьма интересна сама по себе. Результатами чьего творчества должен научиться пользоваться человек-потребитель? Трудолюбивого китайского рабочего, который заботливо будет поддерживать связь с покупателем на Алиэкспресс? А в условиях коллапсирующей экономики армия «умных» потребителей столкнётся с усыхающими экономическими возможностями.

Проект человека-потребителя себя исчерпал, так толком и не увидев потребительского изобилия.

Что делать? Пытаться возродить утраченное, или создавать новые образы и смыслы образования. Но пока отчётливо просматривается другое.

Сокращение широкого доступа к образованию, исключение его всеобщности, отсечение от него избыточного населения.

Не хотелось бы верить, что дремучее невежество может быть выбрано как единственно верная форма адаптации к имеющимся условиям.