Как вы все, наверное, знаете, добыча морского зверя и рыбы - важнейшие элементы арктической экономики. Некоторые северные народы вообще специализировались преимущественно на дарах моря, как эскимосы, например, а другие пищевые ресурсы получали в результате дара или мена. Поэтому у многих может возникнуть такое впечатление, что представители северных народов должны быть отличными пловцами, но это совсем не так.
Я приведу выдержку из работы Цареградского " По экрану памяти" о Второй Колымской экспедиции
По рассказам эвенов, сангаталонских якутов и Амосова, перекат хорошо виден даже издали по длинной, протянувшейся наискосок от берега к берегу ряби, быстроте стока и шуму. Нужно переходить вдоль этой ряби и ската воды."Это лучшая переправа через Колыму по всей округе, по ней легко пройти. Никто из наших не утопил лошадей, не утонул сам", заверил Амосов. Это был наиболее убедительный для нас аргумент. Мы хорошо знали из разных источников, что ни эвены, ни якуты никогда не купаются (очевидно, из-за низкой температуры воды) и совершенно не умеют плавать, и уж если по какой-то причине попадают в глубокую воду, то даже не пытаются спастись - просто тонут, не сопротивляясь.
См. Цареградский В. А. По экрану памяти: Воспоминания о Второй Колымской экспедиции 1930—1931 гг.: В 2 книгах.: Магадан: Магаданск. кн. изд-во: Кн. 1. 1980. 168 с.; Кн. 2. 1987.
Если вы заметили, есть в размышлениях В.А. Цареградского некоторая незадача. Неумение плавать ещё не означает того, что не нужно пытаться спастись! Более того, это не означает, что не надо помочь тонущему или просить о помощи, но в других источниках как раз можно найти такое описание действий тонущего, как отметил Цареградский. При этом и сотоварищи по охоте не станут спасать своего тонущего товарища по артели вне зависимости от его статуса.
Откуда могла взяться именно такая модель поведения? Попытка Цареградского рационально объяснить эту культурную особенность терпит фиаско потому, что культура и её образцы формируются не целерационально, а отбрасывая лишнее. Таким же образом действует и эволюция в живой природе. Некоторые некритичные для выживания культуры, но при этом вредные, элементы могут вполне существовать в ней на протяжении столетий и даже тысячелетий. И эти элементы, разумеется, освящены обычаем, а обычай находит своё объяснение (рационализацию?) в обрядовой, культовой практике, верованиях.
Самым сильным элементом народных верований безусловно является вера в "хтонических" существ - звероподобных тварей, умерших предков и др. В целом, существа эти настроены недружелюбно и требуют разного рода подношений, уважения. Водная стихия также населена подобными существами. Чукчи говорили по поводу утопленников - "море забрало". Отбирать обратно нельзя, можно навлечь беду на себя или свой род.
Таким образом, национальный стиль плавания якутов и эвенов - топориком. А якутскую барышню на заставку поставил потому, что картинок плавающих якутов никак не нашлось. Я думаю, вы поняли почему.