Сегодня я посмотрел фильм "Пиры́ Валтаса́ра", который снят в 1989 году, режиссёром Юрием Кара.
Фактически, это экранизация новеллы «Пиры Валтасара» из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема».
Стилистически фильм сделан с "закосом" под эстетику 30-ых годов, то есть словно переносит нас во времена Сталина не только сюжетно, но и визуально. Словно мы смотрим фильм тех времён.
Итак, в рабоче-крестьянском санатории отдыхают не рабочие и не крестьяне, а правящая партийная верхушка. Ну, то есть кровавый тиран Сталин и его свита.
Ну по названию уже понятно о чём фильм?
Валтасар, если что, это тот самый правитель из Библии, на стене которого ангелы начертали "мене, текел, фарес", когда тот пировал в своём дворце, который был этой же ночью захвачен врагами.
В переносном значении выражение «валтасаров пир» означал шумное празднование накануне беды, то есть пир в преддверии чумы.
Но, вернёмся в санаторий. Это Абхазия летом 35 года. Власть приехала в город и желает пировать. Кадры с изображением еды поданы настолько неприглядно, что аппетит пропал начисто.
Старые подхалимы, маразматичные подхалимы, пьяные подхалимы и, конечно, Берия.
Берия сыгран прекрасным актёром, Валентином Гафтом. Очень удачный типаж для этой роли, прямо лютая ненависть с первых кадров.
А вокруг них бегают и суетятся другие люди - официанты, повара и танцор.
Танцор Сандро - главный герой, фактически мы наблюдаем с его точки зрения. Просто человека попавшего на пир к Вождю.
Ну, не совсем простой, конечно, он лучший в ансамбле и может делать трюки лучше других. Например обвязав лицо шарфом, проехать через весь зал на коленях и остановится ровно у ног Вождя.
Ворошилов утверждает, что это всё фокус, забирает шарф в поисках дырочек, но не находит и вынужден признать, что "солнце видно и сквозь шарф".
Хотя, на самом деле Сандро фальшивый протагонист. Он нужен только чтобы зрителю было с чей точки зрения смотреть на Сталина.
Нам показывают взаимодействия в верхушке, показывают страх и даже дают послушать мысли Вождя.
Картина оставляет двоякое ощущение. С одной стороны ужасы режима и ужасы самого режима показаны без современной чернухи, без грязи. Так что постоянно создаётся намёк, что может всё не так уж и плохо.
Может царь - хороший, бояре - плохие.
Но финал расставляет всё по местам. В финале танцор вспоминает, что видел Сталина в детстве, когда тот ограбил пароход и убил своих соратников.
Тем самым, это воспоминание, перечёркивает все размышления Вождя о бремени власти, о том, что ему приходится жертвовать любимыми и так далее.
Как же я устал от фильмов про Сталина. Честное слово, уже больше просто некуда. Хуже только Петров и Козловский, надеюсь они хотя бы не сыграют Сталина в следующем фильме, который мне смотреть.