Найти тему

Как абхазский танцор провёл " Ночь со Ста́линым"

Сегодня я посмотрел фильм "Пиры́ Валтаса́ра", который снят в 1989 году, режиссёром Юрием Кара.
Фактически, это экранизация новеллы «Пиры Валтасара» из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема».

Стилистически фильм сделан с "закосом" под эстетику 30-ых годов, то есть словно переносит нас во времена Сталина не только сюжетно, но и визуально. Словно мы смотрим фильм тех времён.

Итак, в рабоче-крестьянском санатории отдыхают не рабочие и не крестьяне, а правящая партийная верхушка. Ну, то есть кровавый тиран Сталин и его свита.

Ну по названию уже понятно о чём фильм?
Валтасар, если что, это тот самый правитель из Библии, на стене которого ангелы начертали "мене, текел, фарес", когда тот пировал в своём дворце, который был этой же ночью захвачен врагами.

-2

В переносном значении выражение «валтасаров пир» означал шумное празднование накануне беды, то есть пир в преддверии чумы.

Но, вернёмся в санаторий. Это Абхазия летом 35 года. Власть приехала в город и желает пировать. Кадры с изображением еды поданы настолько неприглядно, что аппетит пропал начисто.

-3

Старые подхалимы, маразматичные подхалимы, пьяные подхалимы и, конечно, Берия.

Берия сыгран прекрасным актёром, Валентином Гафтом. Очень удачный типаж для этой роли, прямо лютая ненависть с первых кадров.

-4

А вокруг них бегают и суетятся другие люди - официанты, повара и танцор.

Танцор Сандро - главный герой, фактически мы наблюдаем с его точки зрения. Просто человека попавшего на пир к Вождю.

-5

Ну, не совсем простой, конечно, он лучший в ансамбле и может делать трюки лучше других. Например обвязав лицо шарфом, проехать через весь зал на коленях и остановится ровно у ног Вождя.

Ворошилов утверждает, что это всё фокус, забирает шарф в поисках дырочек, но не находит и вынужден признать, что "солнце видно и сквозь шарф".

Хотя, на самом деле Сандро фальшивый протагонист. Он нужен только чтобы зрителю было с чей точки зрения смотреть на Сталина.

Нам показывают взаимодействия в верхушке, показывают страх и даже дают послушать мысли Вождя.

-6

Картина оставляет двоякое ощущение. С одной стороны ужасы режима и ужасы самого режима показаны без современной чернухи, без грязи. Так что постоянно создаётся намёк, что может всё не так уж и плохо.

Может царь - хороший, бояре - плохие.

Но финал расставляет всё по местам. В финале танцор вспоминает, что видел Сталина в детстве, когда тот ограбил пароход и убил своих соратников.

Тем самым, это воспоминание, перечёркивает все размышления Вождя о бремени власти, о том, что ему приходится жертвовать любимыми и так далее.

Как же я устал от фильмов про Сталина. Честное слово, уже больше просто некуда. Хуже только Петров и Козловский, надеюсь они хотя бы не сыграют Сталина в следующем фильме, который мне смотреть.