Найти тему
Алексей Козлов

Воспоминания детства (покос)

Утро. Просыпаюсь от того, что кто-то меня тормошит. С трудом продираю глаза, это отец. "Вставай", - говорит. Подъем, полусонный выползаю на улицу, солнце уже поднимается, золотя росу на траве. Небо чистое-чистое, высокое. Судя по всему день ожидается жаркий и солнечный.

Бабушкин дом
Бабушкин дом

Иду к умывальнику. На столе стоит завтрак, бабушка суетится возле печки. Отец уже пригнал рабочий ГАЗ-52, значит сегодня будем метать стог. Закидываем вилы, грабли, воду и еду в кузов, дядья лезут туда же. А я выгоняю из гаража свой старенький (на 9 лет старше меня) "Восход". Расталкиваю его, запрыгиваю, скорость, сцепление - двигатель, взревев, заводится и вот я уже лечу. Вниз к реке, потом осторожно проезжаю перекат, чтобы не забрызгало водой, затем в гору и через поля в сторону первого покоса, проезжаю его, там уже стоит небольшой и аккуратненький стог, но мне дальше, на второй покос.

Тот самый перекат
Тот самый перекат

Второй покос у нас самый большой. Там уже стоят копны, раскиданные по всему покосу. Немного о процессе заготовки сена. Слава Богу, вручную теперь косить не надо, трактор с косилкой нанимаем, потом скошенное сено, когда немного подсохнет, переворачивают, затем собирают в валки, чтобы их продуло ветром. Затем сено начинают собирать в копны, укладывают в одну кучу, притаптываемую (обычно мною). Затем эти копны свозятся каким-нибудь транспортом в одно место, разваливаются и мечется стог. Вот последний процесс сегодня и предстояло совершить. Благо погода стояла все дни хорошая, потому что нет ничего хуже чем дожди в пору сенокоса. Загоняю мотоцикл в тень берез. Охватываю взглядом фронт работ, весь покос с копнами сена то тут, то там, березник внизу покоса, за которым шумит речка, тайгу по другую сторону покоса и поля, примыкающие к нему.

Восход и народ
Восход и народ

Но вот подъезжают все, разгружаются. Обвязывается первая копна и ГАЗончик, взревев, тащит копну сена в середину покоса. Следом еще одна и еще одна, так все семь копен немалого размера собраны в одном месте, рубится береза и также тащится машиной к копнам. Теперь начинается сама работа, в копны упираются вилами и валят их набок, хватают ими охапки сена и накидывают на лежащую березу, я же бегаю с граблями и собираю разбросанное сено в кучки. Но вот на месте будущего стога уже накидано достаточно сена, чтобы получилась площадка, и я лезу туда с граблями. Предстоит ответственная работа, бегать по сену утаптывая его, подправляя, где надо, граблями и указывая народу куда кидать сено. Если стог будет плохо утоптан или неравномерно разложено сено, такой стог может пролить дождем и он сгниет, а значит насмарку все труды, да и скотине что-то есть надо зимой. Поэтому тружусь в поте лица. Дело приближается к обеду, стог более чем наполовину готов. Небольшой перекус, еду и воду мне закидывают наверх. И снова за работу, солнце жарит неимоверно, мухи, слепни, пауты и прочие насекомые вьются столбом, вся рубашка мокрая от пота, тело чешется от сена попавшего за шиворот, набившегося в обувь. Но работа идет, вот уже сена остается немного, начинаю завершать стог, постепенно сужая утаптываемую площадку, народ уже давно перешел на вилы с длинной ручкой. Вот и остатки сена, завершаю макушку и все готово.

Работа окончена
Работа окончена

Теперь можно немного передохнуть пока срубят ветряки, небольшие березки. Их закидывают верхушками ко мне, я их связываю чтобы они висели по краям стога, для того чтобы ветром не сдуло макушку стога.

Ну вот и все. С высоты стога окидываю взглядом окрестности, вот березник на другой стороне речки, поля, а по эту сторону Ура (название реки - Ур) - тайга, темные хвойные деревья, Малиновая гора, холмы Салаирского кряжа, покрытые тайгой, за полями, с островками берез и кустарников, родная деревня, вернее самая родная ее часть - Звончиха, а Центр и дальше не видно из-за березника, Отвалы и начинающееся от них болото. Все это освещено ярким ярким солнцем, а над всем этим зеленым великолепием, высокое высокое голубое небо.

Вид на деревню
Вид на деревню

Мне кидают веревку, по которой я спускаюсь. Сенокосная пора окончена, теперь можно не торопясь найти трактор который сможет дотащить этот здоровенный стог до дома, но это будет потом. Сажусь на мотоцикл, расталкиваю его с горы, и вот я уже еду домой. Доезжаю до Мельницы, скидываю одежду и плюхаюсь в омут с разбега, теперь опять на мотоцикл и уже окончательно домой. А дальше как всегда после покоса - баня, ужин. Народ отмечает окончание сенокоса. А я выхожу на крыльцо, включаю старый кассетник "Электроника-302" и слушаю "Мираж", наслаждаясь безумно красивым закатом, что еще нужно парнишке в 12 лет.

Закат
Закат