Найти тему
Мавлетов. рф

Атилла

Нет в истории более оболганного исторического деятеля, чем Атилла. Жестокий варвар, каким он выдается историками, искажающими историю в угоду своим хозяевам, на деле был образованнейшим человеком своего времени, искусным дипломатом, который предпочитал дипломатию войне.

Аттила сохранил Рим в целости. Таких миротворческих актов, совершенных им немало. Аттила не один раз участвовал в переговорных процессах и дипломатическом улаживании межгосударственных конфликтов в Византии, Паннонии (римская провинция на территории современной Венгрии), Северном Причерноморье, на Северном Кавказе.

Признанный искусный дипломат, Аттила вёл челночную дипломатию, обеспечивал взаимодействие регионов и народов огромной державы. Он посетил восточных хуннов в Центральной Азии на северо-западе Китайской империи, подкупил их тем фактом, что западные гунны и восточные хунны говорили на одном языке. Язык этот был тюркским, поэтому и считается союз тюркским.

Атилла посетил Китай и установил с ним дружеские дипломатические отношения, обеспечив таким образом безопасность восточных границ державы. Будучи правителем могущественной империи, он совершал поездки по ней с целью наведения порядка в Западной Европе перед решающими сражениями.

Отдел иностранных дел в администрации гуннской империи был одним из важнейших. В ней работали высокообразованные люди, которые говорили и писали на разных языках. В столице Гуннской империи действовали секретари, переводчики. На письменные обращения ставилась официальная печать. Послы имели неприкосновенность до тех пор, пока не начинали шпионить.

Опыт организации дипломатической работы, посольских структур» ведения переговоров и заключения мирных договоров и соглашений, так же, как и многие элементы военной технологии, военного быта, принципы организации войск, были предметом подражания для последующих тюркских государственных объединений и их ближайших соседей, в том числе и Киевской Руси.

Государственное устройство гуннов. В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья.

Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» – темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю.

У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.

Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они обсуждали государственные дела.

В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. При существующем еще родовом строе в гуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У гуннов имелись рабы из числа военнопленных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.

Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у гуннов и письменность.

Стоит отметить особенности вторжения племен гуннов на вражеские территории. Их атаки были неожиданными, как схождение лавины, а тактика ведения боя вводила врага в полное смятение. Кочевые племена не вступали в близкий бой, они попросту окружали врагов и осыпали их стрелами, при этом непрерывно перемещались с места на место. Враг впадал в недоумение, и тогда гунны добивали его, навалившись всем конным войском. Если дело доходило к рукопашному бою, могли виртуозно владеть мечами, при этом воины не задумывались о своей безопасности – бросались в бой не жалея себя.

Покорённые племена гунны облагали данью и принуждали участвовать в военных походах. После смерти Аттилы империя была разделена между его сыновьями, начавшими междоусобную войну. Против гуннов с новой силой восстали готы и их союзники, которые в 455 году нанесли им сокрушительное поражение. Начался окончательный распад гуннской империи.

Одежда гуннов. Менее всего известно то, что гунны были не только превосходными воинами, но и лучшими для своего времени кожевниками и ткачами.

Даже огромная армия воинов одевалась в холщовую рубаху, обеспечивалась кожаной обувью и меховой шапкой. Непревзойденного для своего времени мастерства достигло изготовление женской одежды.

Вот как описывает ее византийский посланник Приск Паннийский: «Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшита светлой каймой, и белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук, с оборкой, похожей на кружева; девушки ходят с открытой головой, убирая волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста».

Культура гуннов. Важным элементом общей культуры для военного кочевого образа жизни была банная культура.

То, что для римлян баня была «инструментом» поддержания чистоплотности, здорового духа и эмоционального настроя, не является открытием. Но великолепие бани Аттилы построенной из камня и выглядевшей как шедевр зодчества, покоряло и римлян, и послов из самых разных стран.

Необходимо отметить, что если римские бани сооружались на основе использования теплых термальных вод, то гуннская банная система по своей технологии была рассчитана на бесперебойное функционирование в любых походных условиях. Она выступала важным условием поддержания санитарной гигиены и физического здоровья, а стало быть, и боеспособности воинов. Надо иметь в виду то, что в военных действиях принимала участие огромная масса людей.

По данным Иордана, войско Аттилы достигало примерно 500 тысяч человек. Зародившаяся тогда банная культура стала фактором сохранения здоровья, оптимизма и жизнеспособности общества в более широком контексте.

Музыкальные традиции и инструменты гуннов арфа, гармонь, кобыз, барабан, комуз (балалайка) впоследствии стали частью культурной жизни многих народов мира. Музыка сопровождала гуннов не только во время праздников и пиршеств. Возможно, именно тогда общемировая дипломатическая практика обогатилась традицией встречать высоких гостей – правителей или послов других стран оркестровым маршем и песней, исполняемой женским или большим смешанным хором.

Нормой дипломатического этикета считалось и знание иных языков, особенно языков соседствующих или покоренных народов. В дипломатическом корпусе обязательно были толмачи – переводчики, посредники. Многие авторитетные исследователи той эпохи (Иордан, Приск Паннийский и даже Аммиан Марцеллин) отмечали, что развитая коммуникативная культура, знание многих языков (кроме родного тюркского еще и греческого, латинского, германского, русского, готского и многих других) вообще было присуще гуннам.

Роль гуннов в истории. Традиции, нормы, обычаи, уклад и образ жизни любой общности достигшие статуса этнической культуры, оказавшей воздействие на жизнеустройство других народов на огромных пространствах Евразии, не могут быть бесследно рассеянными ветрами истории, а их опыт служит «источником и началом» истории и культуры последующих эпох.

Оценивая историческую роль гуннов, А. Н. Бернштам полагал, что сила влияния гуннской культуры такова, что она в сильнейшей мере способствовала уничтожению античных рабовладельческих отношений и утверждению феодальных социально-экономических отношений. Гунны ускорили развитие многих социально-экономических и духовных процессов на евразийском геополитическом пространстве. Для Европы гуннское государство стало фактором ускорения цивилизационного развития. Его влияние обнаруживается во многих сферах европейской жизни: в экономике, культуре, музыке, языке. Тюркский язык на длительное время стал языком международного общения и переписки. К примеру, в романо-германском языке около восьмисот слов с тюркскими корнями.

Неоценимо высока роль гуннов и с точки зрения определения путей, направлений и перспектив последующего развития тюркской цивилизации, которая при ином стечении обстоятельств, без гуннского «капитала», могла бы иметь совершенно другой исход. Вся последующая нить истории свидетельствует о том, что распад гуннской державы не пресек корней тюркской культуры, а явился важной составляющей той исторической почвы, на которой в последующем стала возможной консолидация множества локальных групп и сообществ вокруг одного организующего идейно-политического, культурно-цивилизационного ядра – Тюркского каганата.