Найти тему

Кумиры современной молодёжи. Проблема главного героя в сегодняшних книгах для подростков

Главный герой. Разные ассоциации у нас возникают в голове, когда мы слышим два этих слова. Кто-то представляет сильного и справедливого молодого парня, который неуклонно движется к своей мечте, у кого-то может возникнуть ассоциация с человеком, наделённым тяжёлой судьбой, а у иных вообще будет образ непосредственного и уникального для своего времени персонажа (например Евгений Онегин или Чацкий из «Горя от Ума» под авторством Грибоедова). В общем-то, у каждого в мыслях пробежит какой-то свой собственный образ.

Но недавно, я задумался, а каков он, современный главный герой? Главный герой современной литературы, а именно подростковой литературы (и не только литературы: также кино, сериалов, мультфильмов, анимации и т.д.). Я предлагаю вам вместе со мной погрузиться в рассуждения на эту тему, по мере которых мне хочется поднять определенную проблемную тенденцию, которая нависла над этим жанром. Выяснить, что было раньше, а что мы имеем сейчас. Однако, прежде чем обратиться к жанру подростковой литературы, нам необходимо сначала коснуться произведений для более младшей аудитории - детской аудитории. Что ж, желаю вам приятного прочтения)

В детстве многие из нас часто любили смотреть мультфильмы про супергероев, таких, как например: Человек-паук, Железный человек, Бэтмэн и прочие. Разумеется, не все эти картины были проработаны на должном уровне, однако же, они выполняли одну очень важную функцию, а именно - помощь во взрослении маленького зрителя. И хоть, как правило, герои выходили всегда (или почти всегда) из своих сражений со злодеями победителями, они все равно, умудрялись преподавать нам различные жизненные уроки в конце, акцентируя наше внимание на тех или иных вещах. Т.е. посыл сюжетов не ограничивался только лишь тем, что добро всегда побеждает зло, он был гораздо более обширным. В определенных сериях детям очень наглядно показывали значение дружбы, верности своим идеалам, ценность семьи, иногда доносили даже куда более сложные вещи, связанные с прощением и пониманием предательства (в отдельных исключительных ситуациях), бывало даже, что проскакивали намеки на неоднозначность тех же самых злодеев. Такая проработка сценариев, позволяла нам поэтапно взрослеть вместе с главными героями. Понятное дело, что потом подобные сериалы уже не отвечали нашим духовным потребностям, будучи подростками мы стремились к понимаю все более сложных вещей, которые уже не могли быть вписаны в нужном количестве в эти работы. И вот постепенно, пытливые умы подрастающих юнош и девушек начали добираться до произведений, которые отвергали однозначность, а именно деление мира на добро и зло, хорошее и плохое. У нас появились новые любимые герои, с которыми мы продолжали расти. Тут уже можно вспомнить того же самого культового Гарри Поттера или Властелина Колец. Эти картины уже были пропитаны неоднозначностью, как второстепенных персонажей со злодеями, так и их главных героев. Которые уже показывались, не как некие нравственные идеалы, закоренелые добряки от рождения, а обычные люди со своими слабостями и даже темными сторонами. И, что у Гарри Поттера были моменты, когда мы могли наблюдать не лучшие проявления его характера, что и у Фродо Бэггинса такие вещи тоже присутствовали. Если сравнивать последнего с какими-нибудь персонажами знаменитой супергероики, то он предстает перед нами фирменным трусом, который не бросается с полной уверенностью на своих врагов, а боится, боится с ними сталкиваться, осторожничает, пытается убежать или обойти угрозу. Однако, не смотря на это, Фродо не забывает о своей миссии и продолжает идти вперёд. Это делает персонажа в наших глазах более человечным. У него тоже есть страхи, переживания, внутренняя борьба, как и у многих других людей, но он одновременно с этим учит нас преодолению. Преодолению как и проблем, которые встают на его пути, так и преодолению самого себя в борьбе против этих проблем.

Однако, возраст берет свое, и вот уже эти персонажи с их историями становятся лишь приятной ностальгией в нашей памяти о прошедших деньках подросткового периода. Затем случается переход к более серьезной литературе, взрослой и зрелой. На ней заострять свое внимание я не буду, всё-таки проблема о которой мне бы хотелось вам поведать лежит в другой плоскости.

Уже достаточно давно многие авторы определили для себя формулу идеального главного героя в произведениях для подростковой аудитории. Это, как правило парень, в возрасте от 14 до 16 лет, замкнутый, либо же просто необщительный, не обладающий каким-то особым набором качеством. Этакий самый обычный человек, как и все мы с вами. Его обычность, иногда может очень нарочито подчёркиваться. Мол, ходил в самую обычную школу, друзья у него были самые обычные, семья была сама обыкновенная, и вообще он весь из себя такой стандартный. Далее в жизни гг (главного героя) случается какой-то поворотный момент. Либо тот, неожиданно, каким-то образом приобретает супер силу, либо же вообще попадает в своеобразный фэнтези-мир ( что само по себе является очень удобным ходом, ведь он добивается всего в выдуманном мире, правила которого можно приспособить под его скорый иерархический рост) и уже там становиться одной из ключевых фигур истории. Добавить к его образу еще щепотку загадочности, темное прошлое, которое периодически не дает тому покоя и вуаля - мы получаем идеального протагониста. Затем он проходит ряд преград на своем пути, к нему постепенно начинают тянуться разные люди и в конце концов тот становится популярным и востребованным, можно сказать важной фигурой. Однако, знаете какой главный момент здесь напрочь отсутствует? Это изменения. Проблема таких героев в том, что они просто не меняются. Да, они сталкиваются с многочисленными препятствиями на своем пути, одолевают своих врагов и приобретают новых друзей, но при всем при этом отсутствует главный элемент истории - духовный рост протагониста. В конце концов, гг как и был замкнутым, необщительным подростком со своими различными комплексами, неурядицами прошлого, так и остаётся таким в завершении истории. И знаете, если раньше ты наблюдал за тем же самым Гарри Поттером, видя, как тот из скромного, забитого ребенка, превращался в смелого взрослого мужчину по мере продвижения сюжета, то сейчас таких историй делается все меньше и меньше. Ведь он не просто одолевал Волан-де-Морта с его приспешниками из фильма в фильм (или из книги в книгу), Гарри также рос в этой борьбе как личность. Вместе с ним мы выносили для себя ряд жизненных уроков, а вот в произведениях, где работает формула идеального гг, эту функцию на себя берут в лучшем случае второстепенные персонажи. И ведь, к сожалению, мне понятно, почему так происходит в целом. Авторы просто не хотят заморачиваться, ведь лучше мы покажем как наш протагонист поэтапно выносит в битвах различных злодеев, чем будем тут стараться прорабатывать его духовный внутренний мир и прочую чепуху с жизненными уроками, а тем более всякой там двусмысленностью или же неоднозначностью. Порой смотришь за развитием таких персонажей, и все же не веришь, как такая посредственность вообще может что-то из себя представлять (пускай даже в выдуманном мире), а тем более потом занимать какое-то там высокое положение в конце истории.

А вот здесь в ход вступает один из моих «любимейших приемов». Он был избран судьбой... Я просто обожаю это, ведь подобный прием сразу показывает нам то, насколько же всё-таки авторы предпочитали халтурить, когда разрабатывали своего гг. Оправдать его посредственность, тем что он по определению на самом деле никогда и не был таким вот обычным пареньком с комплексами. А значит какой-то личностный рост ему не нужен, ведь протагонист уже от рождения у нас особенный и значимый. Да, я понимаю, кто-то может сразу возразить и сказать:

- Но ведь Гарри Поттер тоже был избранным!

Именно, он был избранным, на этом неоднократно акцентировалось внимание. Однако Гарри по мере развития истории всячески пытался соответствовать этому статусу, набирался сил. Он понимал, что непросто должен стать отличным волшебником, но ещё и личностью. А став личностью, Гарри смог привлечь на свою сторону множество хороших людей в борьбе против главного антагониста. Тут важно - не все к нему тянулись только лишь потому, что он главный герой, а люди к нему тянулись потому-что став личностью Гарри смог вести этих людей за собой, как настоящий лидер. В конце произведения у тебя уже не оставалось почти никаких сомнений в том, почему именно Гарри было суждено стать «мальчиком, который выжил». Т.е. читатель, действительно признавал в нем избранного судьбой. Вот, что собственно и отличает хорошие произведения в этом жанре от плохих.

Опять же, я не говорю, что сейчас весь жанр в целом именно такой, но тенденция о которой тут шла речь, продолжает набирать обороты. И да, хотел бы, сразу ответить на возможный вопрос, почему в примерах я так уцепился за Гарри Поттера и сагу о Властелине Колец. Просто решил не распыляться в примерах, только и всего. Пусть их лучше будет мало, но они будут точными, а также отражающими суть, чем многочисленными, оставляющими после себя смешанные чувства.

Эх... Вспоминаются те самые деньки, когда перед твоим взором представали главные герои, которые действительно помогали тебе расти и меняться. На которых, тебе смотря горящими глазами, хотелось равняться. Но сейчас, они могут лишь с доброй улыбкой встретить тебя в воспоминаниях и игриво подмигнув напутствовать двигаться в неизвестное будущее с героями попаданцами и прочими пустышками от мира современной подростковой литературы, сериалов, мультфильмов и не только. Все это как-то немного грустно...

Хобби
3,2 млн интересуются