По словам руководителя, ведомство подготовило три сценария работы в зависимости от развития событий: самый плохой, средний, оптимальный.
– Готовимся ко всему, но ждём информации и рекомендации от штаба по коронавирусу, – сказал Анзор Музаев.
Он напомнил, что сроки начала государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах перенесли на 8 июня. "Но все те же подходы при сдаче экзамена останутся. Раньше процедура длилась один месяц, значит, сейчас всё закончится на две недели позже", – пояснил руководитель.
– Главное – чтобы не пострадали выпускники. Надеемся, что в апреле ситуация устаканится, дети выйдут учиться и получат нужную информацию, – добавил он.
Есть ли вероятность отмены ЕГЭ, ОГЭ и ВПР в сложившихся условиях?
"Этого не будет", – заявил Анзор Музаев.
– Методические рекомендации по ВПР уже отправлены в регионы, они учитывают ситуацию. И школы должны их провести, когда сами считают нужными, до конца года. Мы не злодеи, не хотим никого наказывать, мы и раньше этого не делали, а уж теперь и подавно. Но если ситуация будет ухудшаться, то ВПР можно будет [провести] дистанционно, дома, мы рассматриваем такой вариант. Хотя это ставит под сомнение объективность. Главное, что оценка нужна самим ученикам и их родителям, а не нам, – отметил он.
Ситуация с организацией ЕГЭ и ОГЭ сложнее.
– После девятого класса часть детей уходит из школы. Принимают в колледжи и училища по конкурсу аттестатов. Бюджетные места дают тем, у кого отметки выше. Если всё отменим, то рискуем напороться на изменение среднего балла аттестатов, что чревато коллапсом в целом по стране. Ведь есть школы, где директора считают – лишь бы ученик ушёл из школы, за это ему поставят любую отметку, – прокомментировал врио главы Рособрнадзора.
По данным ведомства, в прошлом году медалей по стране стало на 25% меньше из-за новых требований министерства.
– И это было правильно. Поэтому важно сейчас тоже принять верное решение. 600 тысяч ребят уйдут в ссузы, и это большое количество. Но когда потом всё закончится, будет социальный взрыв, если мы сейчас ошибёмся и примем всех на бюджет, даже тех, кто не должен туда попадать. А бюджет – это общежитие, стипендии, льготы, – отметил Анзор Музаев.
Еще больше вопросов и затруднений вызывает единый госэкзамен.
– Это связано с серьёзной миграцией по стране, чего нельзя сказать о поступлении в ссузы. И тут ряд серьёзных проблем. Государственных вузов более 500, а есть ещё и филиалы… Сегодня никто не знает, какой процент из какого региона куда будет поступать, нельзя предвидеть и смоделировать потоки поступления из разных регионов. Есть мнение, что там, где ситуация с коронавирусами нулевая, можно проводить всё как и раньше. Но приёмная кампания всё равно будет в единые сроки, – сказал руководитель ведомства.
Можно ли провести ЕГЭ и ОГЭ на дому?
– Те эксперты, кто это предлагает, не состоят ни в одной рабочей группе. Это пустые предложения, хотя мы всё равно к ним прислушиваемся, – заявил Анзор Музаев. – У нас нет технологии и формы проведения ЕГЭ на дому, это я ответственно заявляю. Да, для ребят с ОВЗ или тех, кто лежит в больницах, это уже отработано. Но не в массе. Установить 750 тысяч оборудованных и стандартизированных пунктов приёма экзамена на дому физически невозможно, абсолютно!
При этом, он заметил, что даже если бы такая технология имелась, объективно провести экзамен было бы невозможно.
– Вирус пройдёт, но когда это случится, мы не должны допустить коллапса, ведь поступление в вузы на бюджет – вопрос больших денег, и здесь возможны серьёзные недовольства в масштабах страны. Ведь это будет, как в 2013 году, когда было очень много дутых стобалльников, они поступили на бюджет, а те, кто реально пахал, оказались в ущербной позиции.
Наконец, он напомнил, что, если ситуация с карантинами, самоизоляций, дистанционкой затянется, то и в вузах не будет занятий, они тоже перейдут на удаленное обучение. "И сроки начала учебного года сдвинутся. Поэтому Рособрнадзору и Минпросвещения стоит работать вместе с Минобрнауки, согласовывая свои действия", – сказал Анзор Музаев.