Найти тему
Живопись

Художник Юрий Лихоманов: интеграция пространства

Юрий Лихоманов, «На этюдах»
Юрий Лихоманов, «На этюдах»
О замечательном художнике Юрии Викторовиче Лихоманове не найти подробных биографических очерков, авторитетных критических статей и прочей эпистолярной «информации к размышлению». И если с точки зрения самого мастера отсутствие значимого медийного освещения его творчества — не есть хорошо, то для нас этот факт — настоящий подарок. Ибо мы, авторы канала «Живопись», давно хотели поговорить с Вами, дорогой читатель, о таком явлении, как «неизвестные солдаты» от мира живописи.

Таких «бойцов живописного фронта», отважно сражающихся на переднем краю актуальной живописи и проливающих пот, слёзы и масляную краску во имя сохранения и преумножения славных традиций отечественной живописной школы, почти никто не знает «в лицо». Имя их широкой публике неизвестно, зато творческий подвиг — неоценим.

Юрий Лихоманов, «Улочка после дождя»
Юрий Лихоманов, «Улочка после дождя»

Юрий Викторович — тот самый мастер, чьи полотна имеют свойство рассказать о нём самом куда больше, чем смог бы узнать и самый опытный интервьюер. Его импрессия стремительна, изящна и легка; при этом колорит совсем не чужд «утяжеляющих» насыщенных оттенков, превосходно передающих настроение работ. Пастельные тона, соседствующие с «клубящимся» тенями полумраком — нередкие гости его выразительных и крайне техничных полотен.

Юрий Лихоманов, «Мальчик с собачкой»
Юрий Лихоманов, «Мальчик с собачкой»
Юрий Лихоманов, «После дождя»
Юрий Лихоманов, «После дождя»

Дарование Лихоманова весьма разносторонне. Вот летний день глядит на нас глазами цвета бездонного июньского неба, сверкает золотом на куполах старинной колокольни, венчающей крутой прибрежный холм, или бежит попеременными волнами бликов вслед за ветром, гуляющим на приволье пшеничного поля. Оптимистичные, жизнеутверждающие, «сочные» работы! Однако, по соседству имеются его произведения с диаметральным настроением. Беспутица унылой ранней осени, раскисшая дорога, «украшенная» разбитой колеёй, да стихший лес, стоически переносящий удар косых холодных струй дождя... И всюду —оттенки ржавого и вариации на тему тусклого. «Сбились с шага» облака, потеряли пышную форму лиственные кроны, растворились в измороси очертания близкой деревеньки. И всё это — родное, знакомое каждому из нас с раннего детства, имеющее чёткие ассоциативные ряды на уровне звуков, запахов, текстур...

Юрий Лихоманов, «Пейзаж»
Юрий Лихоманов, «Пейзаж»
Юрий Лихоманов, «Пруд. Кувшинки»
Юрий Лихоманов, «Пруд. Кувшинки»

Отметим: эффект узнавания срабатывает в нашем сознании мгновенно, как и положено случаться при быстром взгляде на сложносоставную, но не раз виденную прежде композицию. Острота первого впечатления, являющаяся неписанным идеалом импрессионизма,— вот что лучше всего характеризует эти картины и рекомендует их автора.

Юрий Лихоманов, «Питер. Дождь»
Юрий Лихоманов, «Питер. Дождь»
Юрий Лихоманов, «Питер»
Юрий Лихоманов, «Питер»

Городские пейзажи в исполнении Лихоманова — отдельная тема для обстоятельного разговора. Если вкратце: нас покорило сочетание общей выразительности композиций (в немалой степени достигаемой выбором оригинальных ракурсов) и виртуозное увязывание меж собою подчас весьма рознящихся ее частей. Именно за счёт этих тонких связей между геометрическими доминантами картин их фон и передний план могут иметь любую, даже совсем не гармонирующую на первый взгляд динамику, энергетику, символическое значение... И при этом они не «отклеиваются» друг-от-дружки, а совсем даже наоборот: сообща работают на общий эмоциональный и логический посыл произведения.

Юрий Лихоманов, «Фасад дома»
Юрий Лихоманов, «Фасад дома»

Способность интегрировать весьма различные по базовым очертаниям, находящиеся на разном удалении от наблюдателя и обладающие несхожими исходными свойствами объекты — признак большого технического мастерства. Но что ещё важнее — это верный знак качественного преодоления вечного «проклятья» импрессионистов всех времён и народов. А именно: пресловутого «распадания» реальности в рамках живописного пространства на несколько плоских «слоёв», которые вместо формирования целостного нарратива, воспринимаются зрителем как плохой 3D-эффект.

Юрий Лихоманов, «Лошадка»
Юрий Лихоманов, «Лошадка»
Юрий Лихоманов, «Распутица»
Юрий Лихоманов, «Распутица»
Юрий Лихоманов, «Мостик»
Юрий Лихоманов, «Мостик»

Как мастеру всё это удаётся? «Рецепт успеха» одновременно крайне прост и безумно сложен. Лихоманов — обладает цепкой наблюдательностью, смел в работе с густыми мазками и умеет искусно чередовать их с тонкой, осмысленной проработкой малых деталей, на которые возлагает ту же роль, что хороший повар — на острые специи.

Юрий Лихоманов, «Ростов Великий зимой»
Юрий Лихоманов, «Ростов Великий зимой»
Юрий Лихоманов, «Ростов Великий»
Юрий Лихоманов, «Ростов Великий»

А ещё в его работах видна огромная любовь к природе русских равнин, затерянным на её неохватных просторах колоритным деревенькам и величавым старинным городам, где каждый камень «дышит» нашей общей славной Историей.

Юрий Лихоманов, «Маки»
Юрий Лихоманов, «Маки»
Юрий Лихоманов, «Лошадка»
Юрий Лихоманов, «Лошадка»

Автор: Ляля Городная