Найти тему
картинки и разговоры

Книжная графика Михаила Ромадина (и небольшая загадка в конце)

Работы художника Михаила Ромадина известны многим по фильмам Андрея Тарковского. Выпускник художественного факультета ВГИКа Ромадин работал с лучшими режиссерами своего времени, но настоящую славу ему принес творческий тандем с Тарковским.

«Великий лесоруб Поль Баньян», 1994
«Великий лесоруб Поль Баньян», 1994
«Великий лесоруб Поль Баньян», 1994
«Великий лесоруб Поль Баньян», 1994
«Великий лесоруб Поль Баньян», 1994
«Великий лесоруб Поль Баньян», 1994

Для картины «Андрей Рублев» Ромадин создал летательный аппарат, а для фильма «Солярис», где был художником-постановщиком, придумал целый футуристический мир.

«Богатырь Кулюг», 1974
«Богатырь Кулюг», 1974
«Богатырь Кулюг», 1974
«Богатырь Кулюг», 1974

Ромадин безостановочно и неустанно рисовал. В Америке его прозвали «рисовальной машиной» — за свои полгода жизни в Далласе он изрисовал 10 рулонов бумаги по тридцать метров каждый.

"Рыба-меч", 1975
"Рыба-меч", 1975
"Рыба-меч", 1975
"Рыба-меч", 1975
"Рыба-меч", 1975
"Рыба-меч", 1975

Рисовал везде: на улице, в студии, на родео и в джазовых клубах. «Так происходит всегда и всюду, куда бы ни занесла судьба. Рисунок всегда для меня важен, как память о моменте».

«За тридевять земель», 1982
«За тридевять земель», 1982
«За тридевять земель», 1982
«За тридевять земель», 1982
«За тридевять земель», 1982
«За тридевять земель», 1982

В годы застоя, когда его живопись оказалась под запретом, Михаил Ромадин сосредоточился на книжной иллюстрации. Всего за свою жизнь он проиллюстрировал около ста книг.

«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986
«Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане», 1986

"Мне говорят, что мои работы не имеют стиля, вернее — стиль есть, но я его слишком часто меняю на новый. Говорят, почти каждая картина могла бы стать периодом, если бы я работал хотя бы сериями.

«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985
«Живой огонь», 1985

А сейчас картины мои трудно сочетаются друг с другом на выставках, а для галерейщика они представляют определённую трудность для массовой продажи.

«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978
«Прабабушка наша вселенная», 1978

Ещё бы! Покупатель привык узнавать художника «по мазку». Но что делать, если мне скучно повторять уже найденную манеру! Да и в работах других художников для меня интереснее ранний период, пока художник только где-то приближается к своему стилю, но полностью еще не успел найти его.

«Что правильно?», 1976
«Что правильно?», 1976
«Что правильно?», 1976
«Что правильно?», 1976
«Что правильно?», 1976
«Что правильно?», 1976

Не потому ли Пикассо всю жизнь менял свою манеру, что само изменение стиля есть движение вперед, полное находок и интереса.

«А сперва была лошадь», 1980
«А сперва была лошадь», 1980
«А сперва была лошадь», 1980
«А сперва была лошадь», 1980
«А сперва была лошадь», 1980
«А сперва была лошадь», 1980

Я считаю, что свобода творчества важнее самоцензуры стиля, тем более что лицо подлинного художника все равно будет узнаваемо, сколько бы ни менял он свою манеру".

«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985
«Доктор Айболит», 1985

Андрей Тарковский о нем говорил: «Темперамент Ромадина скрытый, загнанный внутрь. В лучших его произведениях темперамент из внешне понятного динамизма и хаоса, поверхностно упорядоченного, как это часто бывает, переплавляется в спокойную и благородную форму, тихую и простую».

"Волшебное кольцо", 1981
"Волшебное кольцо", 1981
"Волшебное кольцо", 1981
"Волшебное кольцо", 1981
"Два товарища", 1979
"Два товарища", 1979
"Два товарища", 1979
"Два товарища", 1979
"Два товарища", 1979
"Два товарища", 1979
"Туманность Андромеды", 1987
"Туманность Андромеды", 1987
"Звездные корабли", 1987
"Звездные корабли", 1987
"Капитан Коко и Зеленое Стеклышко", 1978
"Капитан Коко и Зеленое Стеклышко", 1978
"Капитан Коко и Зеленое Стеклышко", 1978
"Капитан Коко и Зеленое Стеклышко", 1978
"О чем пела золотая кукушка", 1978
"О чем пела золотая кукушка", 1978
"О чем пела золотая кукушка", 1978
"О чем пела золотая кукушка", 1978

И небольшой бонус - портретная галерея авторов произведений. Узнаете?

-46
-47
-48
-49

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.