Найти тему
Gem Space Media

Разработка мессенджера Gem4me: взгляд изнутри

2 апреля 2020 года в релиз вышла новая версия мобильного мессенджера Gem4me, над которой команда разработки трудилась последние полгода. Перед разработчиками стояла сложная задача: полностью переписать приложение и провести его редизайн. Мы поговорили с продакт-оунерами проекта и узнали, как устроен процесс разработки в Gem4me, каких принципов придерживается команда и какими мессенджерами на самом деле пользуются ее участники.

Максим, продакт-оунер приложения Gem4me

«У меня профильное высшее образование: окончил БГУИР по специальности инженер в сфере информационных технологий, автоматизированные системы обработки информации. В 2019 году я окончил магистратуру по системному анализу, управлению и обработке информации.

В IT я уже седьмой год. Начинал как С++ девелопер, потом перешел в python-разработку, а затем — в бизнес-анализ. Моя специализация в вузе давала большой объем информации по этому направлению. Поэтому никакие курсы я не проходил — почитал немного Вигерса (Карл Вигерс — американский инженер-программист, автор книг и статей, посвященных требованиям к программному обеспечению — прим. ред.) — и ворвался!

Я сертифицированный скрам-мастер (следит за соблюдением правил Scrum — метода управления проектами — прим. ред.). В мае мы с Нареком получим сертификаты продакт-оунеров ICP-PO. Также у меня есть сертификат ICP-ATF (Agile Team Facilitation — прим. ред.).

Еще я занимаюсь менторской деятельностью. У меня накопилось уже порядка 15-16 mentee (подопечных — прим. ред.). Я вел курс в Парке высоких технологий, сейчас буду преподавать на образовательной платформе IQLAB. Мой курс продлится два месяца и познакомит студентов с основными задачами, которые решают продакт-оунеры в IT-проектах. И все это — на реальных кейсах из моей практики».

Нарек, продакт-оунер направления Marketspace

-2

«По образованию я маркетолог-экономист в сфере рекламной деятельности. В мир IT попал через собственный проект. В 2016 году я ушел с работы и замутил с друзьями маркетплейс с кэшбэком — такого на тот момент не было на рынке.

Мы проработали почти три года в составе маленькой команды из пяти человек. Я получил большой оунерский продуктовый опыт — ведь мы занимались абсолютно всем: начиная с технических спецификаций, заканчивая холодным и горячим обзвоном, приведением партнеров.

В определенный момент роста мы не смогли найти инвесторов и закрылись. К сожалению, в E-commerce инвестируют довольно тяжело, если это не какой-то сложный продукт, позволяющий выйти на рынок B2B. Тем не менее, мы создали абсолютно рабочее решение, которое профункциоровало около года.

Затем я принял решение уйти в бизнес-анализ. Отучился на специализированных курсах и быстро нашел работу в E-commerce. Работал в компании eWave, где познакомился с Максимом. Мы превращали конкретные бизнес-требования в требования пользователей, а затем — в рабочий функционал, который может закрыть потребности бизнеса.

В определенный момент я почувствовал точку роста и понял, что пора двигаться дальше. Поступило предложение от Максима пройти собеседование в компанию Synesis на проект Gem4me. Таким образом я оказался здесь.

Опыт создания собственного проекта — от идеи до рабочего состояния — помогает мне, особенно в вопросах, связанных с Marketspace. Ведь я знаю не только то, как нужно делать, но и то, как не нужно. Да, есть определенные технические и командные сложности, поскольку мы не сами разрабатываем Marketspace — это делает команда разработчиков из Риги. Но я убежден, что решить можно все.

Многие коллеги говорят, что у меня продуктовое мышление. Я постоянно нахожусь в процессе генерации идей, новых возможностей. Единственное, чего мне не хватает, — это тормозов, но зато они есть у Максима, который всегда готов остудить мою горячую голову».

Кто разрабатывает Gem4me?

-3

Команда разработки Gem4me располагается в офисе компании в Минске. В основном это молодые специалисты с опытом работы в крупных IT-проектах. На сегодняшний день команда состоит из 27 специалистов, включая IOS, Android, Web и серверных разработчиков, тестировщиков, продукт-оунеров, дизайнера и менеджера проекта. Средний возраст сотрудников — 27 лет.

В команде Gem4me собрались не только крутые профессионалы, но и очень интересные личности. Например, фронтенд-разработчик Александр ведет на YouTube свой блог под названием «АйТи Синяк». Он защитил магистерскую на тему «Доступность интерфейсов для людей с ограниченными возможностями». У Александра есть опыт работы в самых разных областях: от мессенджеров и социальных сетей до бухгалтерского учета. В своем видеоблоге он делится со зрителями своим личным набором эффективных практик в разработке таких продуктов.

Другие члены команды тоже создают собственные интересные проекты, их интересы выходят далеко за пределы IT-индустрии. Например, android-разработчик Андрей играет в рок-бэнде, многие увлекаются экстремальными видами спорта и ведут активный образ жизни.

Какая атмосфера в команде?

В каждом направлении — будь то iOS, Android, Web или Server — царит своя уникальная атмосфера. Ребята из iOS — немного замкнутые; команда Android — более дерзкие и совсем не стесняются в выражениях; Web — спокойные и рассудительные; Server — как и сам сервер, четкие и основательные.

Нарек: «Работа оставляет большой отпечаток как на самих людях, так и на стиле их общения. Например, мы — продакт-оунеры — холерики, которых пчела ужалила в задницу. Постоянно носимся со своими идеями. Что касается тестировщиков, в силу своих профессиональных привычек, они более придирчивые и даже могут наехать. Но в целом отношения в нашей команде очень товарищеские. Периодически у нас проходят тимбилдинги, корпоративы, общие сборы, которые помогают поднять бойцовский дух и сплотить коллектив — это тоже очень важно.

Конечно, иногда возникают разлады, но все это решается с помощью наших софт-скиллов. Ни у кого с этим проблем нет, поэтому серьезных конфликтов у нас не бывает. У нас достаточно открытое общение, и если кому-то что-то не нравится, он может сказать об этом напрямую. Еще у каждой команды есть свои внутренние шутки. Никто на шутки не обижается — и это говорит о том, что у нас хорошее, правильное настроение в коллективе».

Как построены процессы?

О том, как в команде организованы процессы совместной работы, рассказал продакт-оунер Gem4me Максим:

Максим: «Придя в проект, я перевел команду на Kanban (метод управления разработкой, прозрачный для всех членов команды — прим. ред.). Задачи попадали на доску, когда были полностью описаны и рассмотрены вместе с командой. Позднее, когда к нам присоединился Нарек, мы перешли на систему спринтов (итерационный метод управления разработкой — прим. ред.) и работаем по ней уже несколько месяцев.

У нас классические ритуалы Scrum-команды: ежедневные стендапы, регулярные демо и ретро. Также есть груминги, где мы рассматриваеем требования, созвоны с заказчиками по необходимости и митинги с участием лидов команд.

В ближайшее время мы планируем перейти на новую систему обновлений и выпускать апдейты чаще, добавляя функционал небольшими порциям.

Кроме этого, мы хотим организовать несколько фичер-команд. В рамках каждой такой команды будут свои стендапы, обсуждения и релизы. Это позволит более гибко решать задачи. Например, приоритетное направление моей работы — звонки. Вместе с разработчиками мы будем составлять фичер-команду по звонкам».

Бета-тестирование — ключевой процесс в разработке Gem4me, который проводится при участии отобранных пользователей, подавших заявки на тестирование. По результатам тестов команда получает сведения об ошибках и фидбек от пользователей. Таким образом бета-тестировщики помогают сделать продукт лучше и раньше других получают доступ к новому функционалу приложения, такому, как P2P-звонки («от человека к человеку» — прим. ред.).

Максим: «У нас есть чаты с конечными пользователями, в которых мы обсуждаем тестирование разных версий приложения. Из предложений пользователей можно вывести какой-то полезный функционал, о котором ты мог не задумываться. Конечно, это всегда проходит через призму определенной критики. Например, один из наших пользователей хотел, чтобы мы сделали в приложении парсер стихотворений — чтобы, когда человек вставляет в чат стихотворение, оно по определенному шаблону маски парсилось и отображалось в чате. Приходит много не всегда реализуемого, но часто очень интересного, поэтому мы благодарны нашим пользователям за обратную связь».

Для всей внутренней переписки команда Gem4me использует собственный мессенджер. Созвоны пока происходят в Skype, но тоже будут переведены в Gem4me, как только там будет реализована функция групповых звонков.

Максим: «Конечно, у нас есть всякие чаты-флудилки из разряда «покидать мемы в Telegram». Я пользуюсь большим количеством чатов для сравнительного анализа. Например, на прошлой неделе Нарек показал нам интересный армянский мессенджер Zangi — будем изучать».

Как идет работа над Marketspace?

Идея внедрения в мессенджер функционала Marketspace уникальна для рынков России, СНГ, Европы и большинства других регионов. На сегодняшний день у людей нет инструмента, который позволил бы не только общаться, но и пользоваться возможностями торговых площадок, встроенных в приложение.

Нарек: «Идея Marketspace давняя. Ее крутость в том, что в одном приложении ты одновременно создаешь структуры спроса и предложения, с помощью которых можешь привлекать людей извне двумя разными способами и водить этих людей из одной структуры в другую. Дабл профит! В чем отличие нашего спейса от других? В более высоком уровне коммуникации между продавцом и покупателем».

На данный момент в приложение уже внедрен минимально необходимый функционал Marketspace, который нужен для тестирования спроса, сбора данных и пожеланий. Работа находится на стадии активной доработки и внедрения ключевой возможности — денежных переводов.

Какие у Gem4me точки роста?

Основная ценность продукта Gem4me c точки зрения разработки — качество и скорость общения. Сейчас продукт находится на той стадии своего жизненного цикла, когда реализованы не все запланированные функции, однако команда всегда придерживается этих принципов в процессе решения своих задач.

Ключевые поинты для разработки, на которые будут брошены все силы команды, — чат-боты, звонки, каналы и Marketspace. При этом, среди запланированных функций мессенджера продакт-оунеры особенно выделяют каналы.

Максим: «В Gem4me каналы будут выглядеть абсолютно по-своему — не так, как в остальных мессенджерах. У нас будет гораздо более удобный инструмент, который позволит не просто писать новости, а даст пользователям много дополнительных полезных возможностей».

Что касается Marketspace, его, по словам продакт-оунеров, можно выделить как отдельный продукт внутри основного продукта. И хотя команда Gem4me имеет меньше рычагов влияния на его разработку, у команды есть видение по необходимым доработкам и редизайну этого функционала.

Недавно команда Gem4me выпустила глобальное обновление на всех платформах: iOS, Android и Web. Продакт-оунеры рассказали, что iOS-версию приложения пришлось переписать с нуля, так как ее архитектура сильно устарела, что препятствовало дальнейшей разработке.

Android- и Web-платформы тоже претерпели глобальные изменения, которые помогут в разработке новых функций и сделают ее возможности более гибкими. Также был сделан важный шаг в разработке десктопной версии приложения. В планах команды уже до конца 2020 года порадовать пользователей новым релизом для компьютеров.

На вопрос о том, с какими трудностями сталкивается команда разработки проекта чаще всего, ребята говорят, что сделать можно всё — были бы время и деньги. Как правило, сложности возникают, когда команда упирается в технологические возможности третьей стороны. В пример сложного кейса Максим приводит разработку звонков, где в процессе работы пришлось изменить план технической поддержки от провайдера, услугами которого пользуется Gem4me.

Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией и финансовым кризисом, команда стремится достигнуть до конца 2020 года максимума целей, которые были заявлены в ее годовом роадмапе. Обновленная версия приложения Gem4me уже доступна на всех платформах. А на очереди — новые апдейты и новые возможности для пользователей во всем мире.

Еще почитать:

-4

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще.