На самом деле четкая и правильная речь это вовсе не сложно. Это только кажется что нужно выделять по часу на занятия, ходить к логопеду и делать домашние задания. Конечно, это все будет, если запустить малыша и его артикуляционный аппарат! Так давайте разберемся что нужно делать, что бы этого не допустить. На моем канале есть много полезных статей по теме.
1. Итак, для начала, не стоит забывать о консультациях у логопеда, невролога и стоматолога (ортодонта) один раз в полгода. Только специалист сможет выявить скрытые нарушения, которые могут повлиять не только на речь, но и на развитие ребенка.
2. Разговаривайте с ребенком с самого рождения. И следите за четкостью и правильностью своей речи. Дети полностью копируют своих родителей, так как вы их первые учителя в этой жизни. Даже если ребенок не говорит, он набирает базу для дальнейшей речи. Так что общаясь с ним, называя предметы и описывая действия вы закладываете своему ребенку его активный и пассивный словарь.
3. С 2 - 2,5 лет вы можете начинать делать упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата. Это упражнения для губ, щек, и легкие упражнения для языка. В начале делайте самые простые упражнения по 2-3 минуты в день. Далее, можно увеличивать до 5 минут. Два - три раза в день будет вполне достаточно. А результат будет колоссальный.
4. Читайте детям сказки и просите их пересказать их. Рассказывайте истории, и пусть ребенок рассказывает вам все что хочет. Пусть фантазирует и придумывает свои легенды. Так вы не только пополняете словарь ребенка, но и формируете правильное построение предложений. Развивается анализ и синтез речи.
5. Обратите внимание на носовое дыхание ребенка. Мало кто уделяет этому внимание, а зря. Это крайне важно для здоровья и развития. Читаем у меня про эту проблему.
6. Так же необходимо развивать фонематический слух ребенка. Это не тот слух, которым мы слышим шумы. А тот который помогает различать похожие звуки (н: различие между "Том" и "Дом"). Если у ребенка не развит фонематический слух, а он уже пошел в школу, то это сразу же отразится на орфографии. Придется ходить к логопеду с диагнозом дисграфия и дислексия, заниматься дома. А в это время у ребенка может пропасть желание учиться чему-либо! (Про фонематический слух у меня есть отдельная статья).
7. Учите стишки и скороговорки. Особенно скороговорки хороши для четкости звуков. Можете устраивать домашний конкурс. Выбрав себе по скороговорке, в назначенный день соревнуетесь всей семьей на более четкое произношение.
8. Развивайте мелкую моторику. Напишу отдельную статью по играм для развития мелкой моторики. Давно доказано, что наша речь находится на кончиках пальцев. Сейчас это особо актуально, так как современные дети проводят много времени за мультиками, играми и даже учатся по планшетам. Мы с вами в земле ковырялись, "сокровище" откапывали, что-то мастерили и все это - ручками. И проблем меньше было - не находите? Конечно, ходили к логопеду со звуком "Р" или "Л", но не так поголовно и не в 4 года с вагоном и маленькой вагонеткой проблем и нарушением звуков. Так что делайте выводы сами.
В итоге, получается что вы даже не заметите как в течение дня проделали все эти важные пункты. 10 минут на занятия, а остальное и так в вашем семейном "рационе".
Подписывайтесь на канал что бы не пропустить полезную информацию. Делитесь этой статьей, ставьте лайки и комментируйте её. Вам не сложно, а это поможет развивать канал и делиться полезной информацией с большим количеством людей. Спасибо!♥️