О фильме "Офицер и шпион" узнал в январе, из рекламных плакатов в кинотеатрах. Хотел тогда же посмотреть в кинотеатре, но не получилось и забылось.
В конце марта colonelcassad выложил отзыв на этот фильм, после чего вспомнил о нём и, после двух недель мытарств, таки его засмотрел.
Подлинное название фильма -- "J'accuse" -- считаю более приближенным к его сути, в отличие от российского варианта, который, вместе с плакатом, вводит в заблуждение: известно, что они оба офицеры и никто из них не шпион.
Само выражение "J'accuse", полагаю, имеет во Франции статус национального мема и отсылает к одноимённой статье в газете "Аврора" (L'Aurore) от 13 января 1898 года, посвящённой так называемому "делу Дрейфуса", сильно потрясшего французское общество на рубеже XIX и XX веков.
Впервые узнал о деле Дрейфуса из книжки "Мировая история в датах", подаренной отцом на Новый год в декабре 1994 года.
Поскольку это не про войнушку, тема не заинтересовала. Пару-тройку лет назад, наталкивался на неё во время очередного серфинга по Википедии. Бегло прочитал, суть понял, полетел дальше.
Теперь про кино
После голливудских поделок творений порой приятно посмотреть неголливудский фильм. Никогда не был поклонником французского кинематографа, но этот фильм, в целом, оказался приятным глазу.
ВНЕЗАПНО показан Бертильон. Оказывается, он делал почерковедческую ("графологическую") экспертизу по делу Дрейфуса. При этом, в процессе выступления в суде он заявляет, что, судя по выявленным признакам, Дрейфус подделывал собственный почерк.
Эта именно та штука, которую эксперт-криминалист решать не вправе, а именно – отвечать на юридические вопросы. Эксперт лишь отвечает на вопросы технического или ситуационного характера. Касательно той экспертизы этот вопрос звучал бы как: "Дрейфусом или другим лицом выполнена рукописная запись в представленной на исследование записке на одном листе?". Относительно "подделки собственного почерка" существуют методики, определяющие наличие признаков имитации, подражания почерку и многое другое интересное.
А юридические выводы по вопросу "подделывал или не подделывал почерк" делают уже следствие и суд.
Это нам упорно вдалбливали прививали во время учёбы в ВА МВД России и с этим порой приходится сталкиваться на практике, когда инициатор исследования хочет, что бы мы едва ли не напечатали обвинительное заключение ;-)
Вот и хороший пример из кинематографа.
Показали криминалистическое бюро Бертильона. Полковник Пикар приносит образец почерка другого злодея и даёт Бертильону для сравнения с почерком в той самой записке, положенной в основу обвинения. Бертильон видит, что новый почерк "абсолютно идентичен". На первый взгляд, разумеется, но для формирования внутреннего убеждения ему этого достаточно. Хотя, такого термина "внутреннее убеждение [исследователя, криминалиста]" в конце XIX века и не существовало, наверное. Несмотря на действующий допуск на право самостоятельно производства почерковедческих экспертиз, великим поДчерковедом ни разу не являюсь. Надо бы вернуться к чтению "Века криминалистики", который таки закупил на бумаге, 1984 года издания.
В финале, когда в газетах напечатали знаменитое "Я обвиняю", там досталось и экспертам-"графологам" (в ролике -- "экспертам по почерку"), "за то, что они составили лживое заключение". Полагаю и надеюсь, что всё-таки это была ошибка эксперта-почерковеда, а не дача заведомо ложного заключения.
Примечательно, что главный герой присутствует на испытаниях знаменитой и революционной 75-мм скорострельной пушки.
К сожалению, работа орудия показана не так подробно и наглядно, как это сделано с пушкой XVII века в фильме "Великий Медичи: рыцарь войны".
Понравилась верность главного героя армии, которой отдал 25 лет и не желает идти против мудаков в своих рядах, потому что грандиозный скандал навредит армии.
Понравилось кредо полковника Пикара:
"Если вы спросите нравятся ли мне евреи, я вам могу честно ответить, что нет. Но если вы думаете, что на этом основании я мог позволить себе дискриминацию в профессиональном плане, то это не так. Никогда."
Вполне себе цитата дня.
Здесь должна быть шутка из 90-х про "ненавижу негров и расистов".
Национализм мне омерзителен в любой форме: будь то колхозно-бытовой или "научно-обоснованный". Предвидя визг "скорбных разумом" на тему приверженности к противоположной крайности, заявлю что космополитизЪм, в той форме, которую видел последние 15 лет, мне так же отвратителен.
Как верно подметил Кассад: не показаны мотивы действий Пикара по выяснению истины по делу Дрейфуса.
Толком не показана роль Экстерхази, чей почерк Бертильон признал "абсолютно идентичным" почерку на записке, по которой обвинили Дрейфуса.
И ещё не увидел причину, по которой майора-преподавателя в Академии генштаба (?), без опыта работы в разведке, вдруг назначили начальником Второго бюро ("секретной службы").
Обратила на себя терминология в приговоре: "для ведения боевых или военных действий". Надо уточнить разницу.
Ещё заметил, что тут отсутствует закадровая музыка. Присутствует только музыка, играемая в самих сценах (кабаре, пианино дома, военные музыканты и т.п.). В кадре часто показывают процесс работы с документами и сопутствующими предметами. Приятно смотреть.
Вторая половина фильма и финал какие-то невнятные, обрывочные, смазанные.
Например, эпизод с убийством "самого агрессивного адвоката Парижа" ни к чему не привязан. Наверное, надо было просто отразить исторический факт (?), что в ходе повторного разбирательства адвокат был убит.
А вообще, это хороший фильм с примером того, как группа зажравшихся мудаков (при всех прежних заслугах) может докривляться в своей безнаказанности до грандиозного скандала, потрясшего страну.