Найти в Дзене
Натан Вернулся

Между партой и монитором: школа на распутье дорог

Министерство просвещения РФ поддержало закрепление правового статуса дистанционного образования. Как мы и предполагали, образовательную сферу ждут серьезные изменения, и прямо в эти дни на тысячах уроков решается, насколько массовым будет исход из реальных школ в дистанционные.

Пока все выглядит очень сумбурно. Минпросвещения по делу призывало не заниматься имитацией дистанционного обучения. Ладно еще сайтопады – такое прогнозировалось. Но когда уроки превращаются в «WhatsApp»-профанацию – это, может, и дистанционное, но очень вряд ли образование.

Можно не сомневаться, что по окончании карантина напсиховавшиеся от висящих сайтов родители поначалу отправят наскучавших по живому общению детей в обычные школы. Однако будут те, кто оценит преимущества дистанционки, сделав скидку на ее кризисный нынешний характер.

Дистанционка сейчас предстала в своем худшем состоянии: поднятая с постели неумытой, ненакрашенной, чтобы впопыхах заменить заболевших коллег сразу в нескольких классах одновременно. Когда она сможет полноценно готовиться к урокам – все будет совсем иначе, и многие это поймут.

Возможно, и хорошо, что пока процесс идет со скрипом. Это позволит избежать именно лавинообразного исхода. И даст коллективному педагогу, прощупывая методики и модели, подготовиться к осмысленной, плавной и многоступенчатой реформе. Стоит, например, всерьез рассмотреть внесение элементов дистанционного образования в классическое: на уровне дополнительных надстроек в виде, скажем, лекториев от топовых учителей страны, дистанционных мультимедийных спецкурсов и виртуальных практикумов.

Не исключено, что удастся разработать и модель гибридного образования: когда между партой и монитором не понадобится выбирать. По три урока в день базовых предметов (или по шесть, но в «трехдневке»), а гибкая программа из остальных – уже дома на дистанционке. Уж, как минимум, в провинциальных школах это оказалось бы куда уместнее нескончаемых нынешних «оптимизаций».

В любом случае, заявление министерства вызывает одновременно и радость, и опасения. Очень хорошо, что дистанционку возьмут под четкий правовой контроль, подводя под единый знаменатель все учреждения, которые, можно не сомневаться, повырастают сейчас просто грибами. Лишь бы это все не свелось, как и в обычной школе, к валу пустой отчетности, ничего на деле не показывающей и только отнимающей у учителей все свободное и даже рабочее время.

Тащить в новый дом ворох главных старых проблем – худший вариант, и во избежание этого стоит, пожалуй, подольше постоять на распутье дорог. Постоять и подумать… Можно и вслух.

Еще больше интересного - в нашем Telegram-канале. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей.