Найти тему

Школы менеджмента

Оглавление

Экономика играет существенную роль в жизни современного общества, которое несет в себе экономическую деятельность. Экономика, по своей сути, является системой торговых отношений, так как экономика владеет отношениями в сфере обмена производитель-потребитель, заказчик-исполнитель. Основной функцией экономики является создание продуктов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Без этих преимуществ современное общество было бы лишено возможности развиваться.

Экономика существует для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Инновация, в свою очередь, то, что заставляет прогресс не сидеть на месте. Инновация — это нововведение, которое должно способствовать упрощению жизнедеятельности человека, а также должно иметь активное распространение среди населения.

Экономика и инновация, в своем начальном понятии, созданы для улучшения качеств жизнедеятельности человека. В случае их слияния создается нечто, которое основано на постоянном технологическом совершенствовании.

Инновационная экономика заключает в себе умственный труд, а не материальный. Страны, которые активно способствуют продвижению инновационной экономики, получают некоторые преимущества перед своими конкурентами. Результатом этого процесса является замещение традиционного материального и природного капитала человеческим.

В данной аналитической работе я попытаюсь разобраться, какие школы менеджмента влияют на инновационную экономику и как.

Менеджмент это про людей, вернее про управление ими. Где, во главе управления стоит тоже человек, а не машина. Исходя из определения, менеджер – это управляющий.

Менеджмент, это то, что присутствует в жизни каждого человека. Управление существует почти во всех сферах жизнедеятельности, будь то управление производством или написание книги. Всегда существует некоторая последовательность действий, целей, задач, которые в итоге приводят к конечному результату.

Я буду рассматривать в своей работе три основные школы менеджмента, такие как, административная, научная и человеческих отношений. Попытаюсь понять, как влияют школы менеджмента на инновационную экономику, что они в нее преподносят.

1 Административная школа

Основатель классической школы- Анри Файоль, менеджер-практик, французский горный инженер, он занимался разработкой подходов к совершенствованию управления организацией.

Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации.

Андри изучал менеджмент, как самостоятельный, особый вид занятости, и предложил официальное описание проекта директоров, в организациях, выделяя особенности их деятельности или функции. Другими словами, выявил, что для любой организации присуще шесть видов деятельности:

1. техническая – производство.

2. коммерческая – обмен, закупка, продажа.

3. финансовая – рациональное использование финансов

4. эккаунтинг – классифицирование

5. управление – контроль, организация

6. безопасности – защита физических лиц и собственности

Так же он сформулировал принципы управления, которые предложили руководствоваться в решении задач управления и выполнения функции управления:

1. Разделение труда – для более точного наблюдения и предотвращения ошибок.

2. Полномочия и ответственность – давая приказы ты берешь ответственность.

3. Дисциплина – соблюдение ряда правил, которые были оглашены организацией.

4. Единоначалие – для избегания конфликтных ситуаций подчиненный должен зависеть только от одного начальника.

5. Единство направления – одна цель, один план.

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала – справедливая система заработной платы.

8. Субординация (скалярная цель) – отношения сверху вниз, руководитель – сотрудники, так же нужно соблюдать процент подчиненных к руководителю.

9. Централизация – сосредоточение полномочий, для получения наилучшего исхода.

10. Порядок – сведение потерь материалов и времени к их минимальному значению.

11. Справедливость – отношения между сотрудниками и их руководителями.

12. Стабильность рабочего места персонала

13. Инициатива – у всех представителей организации должны быть возможность проявлять самостоятельность

14. Содружество (корпоративный дух) – дружественная среда строится на гармоничном отношении персонала друг к другу.

Применение этих принципов на практике должно быть гибким, то есть зависеть от ситуации, сложившейся на организации.

На основе достижений Файоль и его последователи, придерживались классической модели организация, которая основана на четырех основных принципах:

1) функциональное разделение труда;

2) передача команд и приказов сверху вниз;

3) Модуль управления ("никто не работает более чем на одного босса»);

4) соблюдение "диапазона контроля" (управление ограниченного числа низко подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации применимы на данный момент времени. Широкое использование компьютерных технологий в практической деятельности, упрощенная связь между административными органами в организации за счет ускорения обработки информации.

В общем, классической школе менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике из-за рубежа теоретиков управления и специалистов.

"Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений"

2. Научная школа.

Основатель менеджмента в нынешнем понимании Фредерик Тейлор представил и классифицировал законы целесообразной организации рабочего процесса. Он старался преподнести идею что труд — это тоже наука.

Инновациями Тейлора являются:

· методы мотивации,

· сдельная оплата труда,

· отдых и перерывы на производстве,

· хронометраж, нормирование,

· профессиональный отбор и обучение персонала,

· введение карточек с правилами выполнения работ.

Вместе с последователями Тейлор доказал, что применение наблюдений, замеров и анализов поможет облегчить ручной труд, сделать его более совершенным. Введение выполнимых нормативов и стандартов позволяло повысить зарплату более эффективным работникам.

Сторонники школы не обошли вниманием и человеческий фактор. Введение способов стимулирования позволило повысить мотивацию рабочих, увеличить производительность.

Тейлор расчленил трудовые приемы, отделил руководящие функции (организацию и планирование) от фактического труда. Представители школы научного менеджмента считали, что выполнять управленческие функции должны люди, имеющие данную специальность. Они придерживались мнения, что сосредоточение разных групп сотрудников на том, к чему они более способны, делает организацию успешнее.

Система, созданная Тейлором, признается более применимой к низовому управленческому звену при диверсификации, расширении производства. Школа научного менеджмента Тейлора создала научный фундамент взамен устаревших практических методов работы.

3. Школа человеческих отношений.

Движения за человеческие отношения и поведенческие науки – это первые научные школы менеджмента, которые использовали достижения психологии и социологи. Развитие школы человеческих отношений началось благодаря двум ученым: Мери Паркер Фоллетт и Элтону Мэйо.

Мисс Фоллетт первой пришла к мысли, что менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей. Она считала, что управленец не должен только формально относиться с подчиненными, а должен стать для них лидером.

Мэйо доказал на основе экспериментов, что четкие нормативы, инструкции и достойная оплата труда не всегда ведут к повышению производительности, как считал основатель школы научного менеджмента Тейлор. Отношения в коллективе часто превосходят усилия руководства. Например, мнение коллег может стать более важным для сотрудника стимулом, чем указания менеджера или материальное вознаграждение. Благодаря Мэйо зародилась социальная философия менеджмента.

Свои эксперименты Мэйо осуществлял в течение тринадцати лет на заводе в Хортоне. Он доказал, что изменить отношение людей к работе можно благодаря групповому влиянию. Мэйо советовал использовать в менеджменте духовные стимулы, например, связь работника с коллегами. Он призывал руководителей обращать внимание на взаимоотношения в коллективе.

«Хортонские эксперименты» стали началом:

· изучения коллективных взаимоотношений на многих предприятиях;

· учета групповых психологических явлений;

· выявления трудовой мотивации;

· исследований отношений между людьми;

· выявления роли каждого сотрудника и небольшой группы в рабочем коллективе.

2.1 . Административная школа и ее влияние на инновационную экономику

Так как инновационная экономика это прежде всего люди, а административная школа заключает в себе игнорирование человеческих потребностей, это может быть базой для конфликтных ситуаций как между работниками, так и в отношениях работник-начальник.

Человек, по природе своей, существо социальное, и при постоянном пребывании в негативной атмосфере работоспособность будет снижаться, что будет нести в себе отрицательное воздействие на организацию. Такие сотрудники не будут приносить какой-либо пользы управляющему, а так как конфликт создается в некоторой компании сотрудников, то они также теряют ценность для предприятия.

Сниженная работоспособность в коллективе может приводить к печальный последствия, например, таким как закрытие организации.

2.2. Научная школа и ее влияние на инновационную экономику

Научная школа уделяет больше внимания человеческому фактору. Условия труда становятся более комфортными и риски конфликтных ситуаций уменьшаются. Способствует повышению конкуренции, что будет плюсом для компании так как сотрудники начнут прикладывать больше усилий для достижения новой цели, такой как повышение заработной платы.

Появление отдельной роли такой как управляющий способствует снижению нагрузки на сотрудников.

Но мотивация может работать не всегда и некоторые рабочие могут не проявлять инициативность.

2.3. Школа человеческих отношений и ее влияние на инновационную экономику

В школе человеческих отношений главную роль занимает психология.

Максимальное сниженные рисков возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Начальство стало уделять больше внимание отношениям в коллективе.

В инновационной экономике отношения между людьми играют большую роль, можно даже сказать - главную. Так как мотивационная программа работает не всегда успешно, то состояние в коллективе может либо поддерживать и поощрять инициативность, либо же наоборот, поэтому так важно чтобы отношения между сотрудниками имели позитивные ноты.

Заключение

По моему мнению, самое благоприятное влияние на инновационную экономику оказывает последняя рассмотренная мною школа менеджмента, такая как школа человеческих отношений.

Инновационная экономика это про людей. Про их общение и взаимодействие друг с другом. При контакте люди обмениваются информацией. Получают новые знания и возможность пересмотреть что-то в своем подсознании. Происходит сравнительная характеристика, ведь на контрасте с другими людьми ты можешь прочувствовать:

· свои сильные и слабые стороны;

· предметы, которые порождают в тебе позитивные и негативные чувства, определить свои рамки между добром и злом;

· что ты желаешь на самом деле.

Общение с людьми способствует ментальному развитию, оно раздвигает твои личные барьеры.

Люди — это существа стадные, потому если находиться в компании сильно замотивированных людей, твоя мотивация также начнет стремительно расти вверх, это будет одинаково важно, как для компании, в которой ты работаешь, так и для самого себя, для своего саморазвития.

На работе, как и в повседневной жизни, наравне стоит взаимопонимание. Взаимопонимание строится на похожих интересах, совпадении взглядов на различные вещи. Это важно потому что при возникновении какой-либо стрессовой ситуации работодатель будет способен войти в положение и предоставить, например, отгул. Отношения — это важная часть жизнедеятельности человека, ведь без него происходила бы деградация. Не существовало бы сравнительной характеристики, которая способствует улучшению наших качеств.

В инновационные экономики очень важен креатив, поэтому здесь должна присутствовать конструктивная критика. Конструктивная критика — это рационально-объективная оценка поступков и решений человека. Это опять же тот самый момент почему взаимоотношения играют такую важную роль в данной сфере жизнедеятельности человека. Создание совершенно новых, не вписывающихся в рамки вещей может быть сильно подвержено влиянию критики. Всегда очень важно не выступать за рамки общественных норм и сохранять спокойствие, ведь в такой работе стресс может быть постоянной проблемой. В данной сфере работодатель должен быть человеком терпеливым и стрессоустойчивым, он должен быть лидером и передавать свои лидерские навыки своим работникам.

Исходя из выше написанного, я хочу сделать вывод, что инновационная экономика может быть сильно подвержена стрессу, а школа человеческих отношений может являться решением это проблемы.