Билл Брэдли (род. 1943) влюбился в баскетбол примерно в десятилетнем возрасте. У высокого для своего возраста мальчишки было одно
преимущество - рост. Но только других природных данных к игре у него не имелось.
Медлительный, неуклюжий, он даже не мог высоко подпрыгнуть. Компенсировать все эти недостатки можно было только усердными тренировками. И Билл решительно принялся за дело, что в результате привело к разработке одной их самых жестких и суровых, но и наиболее эффективных систем тренировок в истории спорта.
Умудрившись раздобыть ключ от спортзала, Билл сам определил себе график- по три с половиной часа тренировок ежедневно после уроков и по воскресеньям, по восемь часов каждую
субботу и по три часа ежедневно во время летних
каникул. Этого расписания он неукоснительно придерживался на протяжении нескольких лет.
Во время тренировок, чтобы укрепить ноги и добиться хорошей прыгучести, он привязывал к ногам десятифунтовые грузы. По мнению Билла, хуже всего дело у него обстояло с дриблингом, и основной своей слабостью он считал медлительность. Значит, нужно действовать в
этом направлении и научиться классно пасовать,
компенсируя этим недостаток скорости.
Отрабатывая дриблинг, Билл шел на всевозможные ухищрения. Чтобы не видеть мяч, он
надевал на нос оправу от очков с подклеенными снизу картонками. Так он научился вести мяч, не глядя на него и наблюдая за обстановкой,
навык чрезвычайно важный для пасующего игрока. Билл расставлял на поле стулья, которые заменили ему других игроков. Он часами бегал
между ними с мячом, пока не почувствовал, что может скользить, легко меняя направление.
Бноша выполнял эти упражнения часами напролет, не думая ни о скуке, ни о боли.
Бродя по улицам своего родного городка в Миссури, Билл старался смотреть прямо перед
собой и, не поворачивая головы, замечать, что за товары выставлены в витринах магаинов. Он упражнялся в этом, а обманные движения и финты отрабатывал даже по ночам - все это тоже могло восполнить недостаточное проворство.
Всю свою творческую энергию и пыл Билл вкладывал в разработку новаторских и эффективных способов тренировки. Однажды Брэдли
всей семьей отправились в круиз в Европу на трансатлантическом лайнере. Наконец-то, радовались родители, наконец-то сын сделает передышку, прекратит на время свои тренировки - на корабле просто нет места для этого. Но
под палубой на всю длину судна тянулись довольно узкие 一 в них едва могли бы разойтись
два пассажира - коридоры длиной 900 футов.
Чудесное место, здесь можно было отрабатывать дриблинг на высокой скорости, не теряя
при этом контроля над мячом. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, Билл решил надевать
особые очки, суживающие поле зрения. Каждый день он часами носился из конца в конец коридора, пока не окончилось плавание.
Год за годом Брэдли занимался таким образом, и не напрасно: он сумел добиться своего -
стал блестящим игроком, настоящей звездой баскетбола. Будучи - студентом Принстонского университета, он входил в сборную страны, среди спортсменов - любителей, потом играл как профессионал за Национальную баскетбольную
ассоциацию «Нью-Йорк Никс». Болельщики приходили в восторг, видя его ошеломительные пасы, от которых оставалось впечатление, что у Билла есть глаза по бокам головы и на затылке, и это не говоря о невероятной технике дриблинга, фантастических финтах, обманных движениях и удивительном изяществе, с которым игрок двигался по полю. Мало кто знал, что эта кажущаяся легкость результат долгих часов изнурительных тренировок, продолжашихся много лет подряд.
По природе нам, людям, свойственно избегать всего, что кажется слишком трудным или неприятным. Той же тенденции мы придерживаемся и когда отрабатываем какой-то навык.
Часто освоив какой-то один аспект умения или навыка, обычно самый простенький, мы
предпочитаем снова и снова повторять его. Но
мы избегаем трудностей, то умение наше так и остается однобоким. Если мы знаем, что за нами не ведут наблюдения, что никто не булет давить на нас и заставлять заниматься, внимание наше рассеивается, мы расслабляемся и так перестаем стараться.
Как правило, мы весьма консервативны в учении и практике и следуем тому, что до нас уже делали другие, а для отработки тех или иных навыков выполняем известные, общепринятые упражнения.
Запомните - это путь дилетантов. Для достижения уровня мастерства следует принять то,
что мы назовем практикой в сопротивлении.
Принцип прост: приступая к практике, вы начинаете двигаться в противоположном направлении от всех этих искушении.
Прежде всего, не поддаваитесь искушению быть милым и добрым по отношению к себе,
ныне вы самый придирчивый критик самого себя, смотрите на своб работу, как бы, глазами
другого человека. Вы должны видеть все свои слабости, замечать все провальные пункты. В своих занятиях и тренировках вы будете делать акцент именно на них. Преодолевая боль и страдания, которые все это может принести, вы будете получать какое-то извращенное удовольствие.
Во-вторых, противьтесь соблазну дать себе поблажку и хоть немного расслабиться. Наоборот, с удвоенной силой стремитесь сосредоточиться на том, что вы делаете в эту минуту,
словно ничего важнее для вас нет и быть не может. Выполняя, казалось бы, рутинные, однообразные задания, старайтесь отнестись к ним как
можно более творчески. Вы сами изобретаете для себя упражнения, помогающие справиться с тем, что даётся вам особенно трудно. Вы ставите себе
определенные планки и неумолимо определяете
жесткие сроки, постоянно заставляя себя работать на пределе возможного. Благодаря этим усилиям вам удастся брать все новые высоты, отрабатывать и оттачивать необходимые элементы до уровня более высокого, чем у прочих.
И вот результат - за пять часов такой работы напряженной, сосредоточенной, вы добьетесь лучших результатов, чем другие сумеют достичь только за десять.