Не всем людям дано распознать свое призвание, свой будущий путь уже в детстве, а некоторым к тому же приходится с огромным трудом преодолевать препятствия, ограничения и
трудности. У таких людей не выходит даже то, что другим, кажется, дается легко и без усилий.
О жизненном призвании в их случае вопрос вообще не стоит. Бывает, они прислушиваются
к суждениям и критике со стороны окружающих и верят им настолько, что сами себе представляются неполноценными. Если вовремя не принять мер и оставить все, как есть, последствия могут быть самыми тяжелыми.
В качестве особо яркой иллюстрации подобной судьбы приведем жизнь Темпл Грандин.
В 1950 году Темпл, которой не исполнилось еще и трех лет, поставили диагноз: аутизм. Она
долго не начинала говорить, и врачи утверждали, что при такой патологии никакого улучшения ждать не приходится, родителям настоятельно предлагали поместить девочку в специальное лечебное учреждение, где она должна была бы оставаться до конца своих дней.
Мать решила сделать последнюю попытку, прежде чем сдаться: она обратилась к логопеду, который, ко всеобщему удивлению, сумел переломить ситуацию и добился того, что Темпл заговорила. В штате она получила возможность посещать школу и обучаться всему тому, чему учились другие дети.
Несмотря на это, будущий удел Темпл представлялся всем в лучшем случае полным ограничений, ее ждала жизнь инвалида. Эта девочка мыслила совершенно не так, как прочие люди, мир открывался ей не через слова, а через зрительные образы. Чтобы выучить новое слово, ей необходимо было мысленно нарисовать eго.
Ясно, что при этом она с большим трудом усваивала абстрактные понятия: очень нелегко к примеру, давалась ей математика. Темпл испытывала трудности в общении с другими
детьми, те насмехались над ней, дразнили столь непохожую на них девочку. С такими проблемами могла ли она рассчитывать в жизни на
что-то мало-мальски пристойное, на какую-то работу, кроме неквалифицированного физиче-
ского труда? Дело осложнялось тем, что девочка обладала подвижной психикой, она испытывала панические атаки, единственным спасением
от которых была возможность собраться, сосредоточиться на каком-то занятии.
Всякий раз, когда ей становилось не по себе, Темпл инстинктивно искала убежища в двух
занятиях, которые ее успокаивали: общалась с
животными или мастерила что-нибудь своими руками. С детства она обладала непостижимой
способностью чувствовать животных, особенно лошадей, понимать их чувства и намерения.
Девочка научилась неплохо ездить верхом. Поскольку мысли вначале складывались у нее в образы, она изображала их, занимаясь рукоделим (вышивая или работая по дереву). Материальное воплощение помогало Темпл представить то, о чем она лучше думала, и сделать выводы.
В одиннадцать лет Темпл проводила каникулы у тети, живущей на ранчо в Аризоне. Там
обнаружилось, что с рогатым скотом взаимопонимание у нее даже лучше, чем с лошадьми.
Однажды девочка с интересом наблюдала, как некоторых коров помещают в так называемый
раскол.
Это делалось, чтобы успокоить
животных перед прививками. С раннего детства Темпл почему-то всегда хотелось оказаться тесно зажатой, как эти коровы, но она не выносила, когда ее обнимал кто-то из взрослых: от пугающей мысли, что она не сможет вырваться из объятий, начинался приступ паники. Девочка стала умолять тетю разрешить ей войти в раскол.
Тетя разрешила, и на полчаса Темпл получила возможность испытать чувство безопасности, о котором всегда мечтала. Выйдя наружу, она ощутила упоительное спокойствие.
Эффект пребывания в расколе захватил девочку, и спустя некоторое время еи даже удалось
создать подобное устройство собственной конструкции, которым она могла пользоваться
дома.
Теперь ее интересовало все, что касалось рогатого скота, расколов, а также тактильных
ощущений аутичных детей, восприятия ими пространства и прикосновений. Для того чтобы
удовлетворить свою любознательность, Темпл
пришлось тренироваться в чтении, учиться исследовательской работе. При этом оказалось, что девочка наделена необыкновенной концентрацией внимания она способна была часами
сосредоточенно читать, не отвлекаясь от темы,
и это ей нисколько не наскучивало.
Помалу ее интерес смещался к книгам по психологии, биологии и другим естественным наукам. Интеллектуальные способности Темпл развились настолько, что ее беспрепятственно приняли в университет. Горизонты ее мирка
постепенно расширялись.
Прошли годы, и Темпл защитила диплом по животноводству в Аризонском государственном университете. Ее по-прежнему интересовал рогатый скот - хотелось особенно детально
изучить откормочные загоны и расколы на фермах, чтобы разобраться в поведенческих реакциях коров. Преподаватели не могли понять этого ее странного интереса и утверждали, что выбранная тема не подходит для студенческой
работы. Но Темпл была не из тех, кто отступает, получив отказ. Она обратилась к преподавателям с другой кафедры, и там ей согласились помочь. Девушка провела свое исследование и
в процессе работы ощутила наконец искорку своего жизненного предназначения
Темпл не была создана для академической деятельности. Она любила что-то делать прак-
тически и при этом ощущала потребность в постоянной и активной умственной деятельности. Девушка решила, что у нее будет свое, особенное дело. Она начала работать самостоятельно, без контракта, предлагая на ранчо и в
животноводческих хозяйствах разработанный ею проект более удобных и эффективных помещений и устройств для крупного рогатого скота. С ее уникальным образным мышлением и умением мастерить Темпл постепенно осваивала и азы бизнеса. Она разрабатывала проекты более гуманных скотобоен и систем для ухода за сельскохозяйственными животными
Добившись стабильности и успеха в
деле, Темпл на этом не успокоилась и пошла дальше: она стала писательницей. В университет она вернулась в качестве профессора, читает
лекции об аутизме и о животных
непостижимым образом ей удалось справиться, казалось бы, непреодолимыми препятствиями и найти свое призвание в жизни, идеально соответствующей ей стезю.
Если вместо талантов и благоприятных возможностей жизнь ставит на вашем пути препоны и ограничения, следуйте такой стратегии:
не обращайте внимания на свои слабости и что есть сил сопротивляитесь искушению стать похожим на всех. Вместо того чтобы ныть и оплакивать себя, берите пример с Темпл Гранди.
Сосредоточьтесь на тех делах, пусть совсем не значительных, которые вам хорошо удаются.
Не витайте в облаках, не предавайтесь мечтаниям о великих свершениях, которые ждут вас в будущем, а концентрируйтесь на том, чтобы
довести до совершенства эти свои пусть не
сложные и скромные умения. Овладев ими как следует, вы приобретете уверенность в себе, и это станет основанием для того, чтобы двигаться дальше к новым достижениям.
Так, шаг за шагом, вы будете неуклонно приближаться
к делу своей жизни.
Важно понять: дело вашей жизни не всегда предстает перед нами в виде чего-то величественного. Оно может всегда состоять в преодолении ваших ограничении, в умении сконцентрироваться и достичь отличных результатов в совсем скромных, маленьких,
но хорошо удающихся делах, отрабатывая эти
навыки, мы постигаем важность дисциплины и убеждаемся, что серьезные усилия обязательно бывают вознаграждены, принесут плод, они широко раскроются подобно лепесткам результатов лотоса, центром которого являются сила и уверенность.
Не завидуйте тем, кто богато одарен. Одаренность становится для них бичом, ведь те, кому все легко дается, не понимают, насколько важны упорство и труд, и нередко со временем им приходится за это расплачиваться. Это стратегия приложима к любым жизненным невзгодам, проблемам
препятствиям, которые только могут нам встретиться. В непростые моменты самое мудрое - делать то (пусть немногое), что умеем, и делать
это хорошо, и таким образом восстановить уверенность в себе и в собственных силах.
Если уж таким людям, как Темпл Гранди, обездоленным с самого рождения, у которых,
кажется, все против них, раз уж им удается найти свою стезю и достичь мастерства, то для
нас с вами это тем более достижимо!