Современным школьникам сложно поверить, что когда-то ЕГЭ не существовало, а экзамены (выпускные и вступительные) дети сдавали по билетам напрямую преподавателям.
Это и не удивительно: ведь первый раз тесты в России прошли аж в 2001 году, когда большинства нынешних выпускников еще не было на свете. За 19 долгих лет формат ЕГЭ неоднократно подвергался критике, изменял свой формат и список доступных к сдаче предметов.
Немного истории ЕГЭ
Впервые о переводе выпускников школ на единый формат аттестации заговорили в конце 90-х. Основной ее целью было уничтожение коррупции в рядах университетских преподавателей, которые за определенное вознаграждение подтасовывали результаты вступительных экзаменов и готовили потенциальных студентов к поступлению.
Первый раз тесты сдавали в 2001 году. Это происходило на добровольной основе и по желанию ученика (родителей), результаты ЕГЭ засчитывались за выпускные школьные экзамены.
Вузы в то время были настроены категорически и отказывались от новой системы оценки знаний абитуриентов, называя их “угадайкой” и утверждая, что подобная практика полностью убивает возможность оценить уровень общего развития и критического мышления ребенка.
Эта тенденция, кстати, сохранилась на долгие годы: окончательно систему ЕГЭ высшие учебные учреждения признали лишь в 2009 году.
Как это было?
Почти все первое десятилетие нулевых (вплоть до 2009 года) в списке обязательных предметов ЕГЭ значился лишь русский язык. Из остальных предметов можно было выбрать то, что было необходимо для поступления в конкретный вуз.
Сам экзамен состоял из трех частей: первая содержала тест с готовыми вариантами, во второй - правильный ответ было необходимо вписать самостоятельно. Третья, самая объемная и творческая часть работы, подразумевала написание решения/сочинения самостоятельно и в необходимом для этого объеме.
Критике новый формат экзамена подвергался именно из-за первой части - если в первые годы вопросы там были более или менее адекватные, то к концу первой декады нулевых фантазия составителей явно себя исчерпала.
Экзамен проходил в чужой школе под контролем незнакомых учителей, мобильные телефоны собирали на входе в класс, а вот камер наблюдения первые несколько лет не было, поэтому иногда предприимчивые родители “договаривались” с принимающим преподавателем о “небольшой поддержке” своего разволновавшегося чада. Не удивительно, что в те годы количество стобальников было намного больше, чем сейчас.
Если несчастный ребенок собирался в туалет, то с ним вместе обязательно шел сопровождающий, а находиться в уборной больше трех минут и вовсе запрещалось.
Все это происходило на фоне постоянных скандалов со “сливом” контрольно-измерительных материалов в сеть и другим жульничеством. Так как в то время золотые и серебряные медалисты еще имели преимущество безэкзаменационного поступления в университет, многие родители стали заботиться о получении “медальки” за три-четыре года до окончания школы.
Главные изменения в ЕГЭ
Наконец, к началу 2009 года правительство сочло эксперимент удачным и ввело поголовную практику сдачи ЕГЭ. В это же время наметился ряд изменений в структуре самого экзамена:
- была удалена часть с готовыми вариантами ответов;
- медалисты лишились своих преимуществ и стали поступать в вузы на равных со всеми условиях;
- так как математика была одним из самых провальных экзаменов, по которому дети набирали наименьшее количество баллов, то ее было принято разделить на две части - базовый, обязательный для всех, и профильный - для выпускников, которым она нужна для поступления в вуз;
- количество вузов, в которые можно подавать документы, увеличили до 5;
- во многих школах ввели правило установки камер видеонаблюдения на период экзамена;
- проверяющих стало больше и приезжать они стали чаще. Даже в небольшие деревни и маленькие города;
- в 2015 году добавили экстра баллы для детей, отличившихся во время учебы в школе, например, выигравших олимпиады или собравших хорошее портфолио;
- была значительно переработана часть С: так, по русскому языку и литературе некогда вполне свободное эссе теперь старательно подгоняют под определенные рамки и схемы.
В целом отношение к единому государственному экзамену сильно поменялось: если раньше и родители, и дети относились к нему как к некой очередной выдумке правительства, то сегодня подготовка к выпускным экзаменам — основная цель на весь учебный год для выпускников и даже для учащихся 8 и 10 классов.
В онлайн-школе Тетрика ежегодно готовятся более 1000 учеников, которые сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Опытные преподаватели, интерактивная доска, современная платформа
Записаться на бесплатный урок по ЛЮБОМУ предмету →