«Никто никогда не говорил мне бОльших гадостей, чем я сама»
Галина Вишневская
Недоброжелательных критиков, которых хлебом не корми, а дай что-нибудь колкое написать, Галина Вишневская не могла припомнить. Возможно, потому что в ее сценическом исполнении было все отточено до совершенства. Но равнодушное отношение к людям этой профессии у нее выработалось не сразу. Помог ей один интересный случай, произошедший на гастролях Большого театра в Канаде.
В тот день шла постановка «Пиковой дамы» Чайковского. Подходило время исполнять дуэт Лизы и Полины. И буквально перед выходом на сцену Галина Вишневская с партнершей договорились немного изменить мизансцену: обычно Полина сидела за клавесином в сторонке, а Лиза (Вишневская) – стояла в центре сцены; сейчас же решили спеть рядом, нежно обнявшись.
Вероятно, из-за того, что голос Вишневской зазвучал непривычно близко, партнерша не смогла найти нужную ноту и запела не в своей октаве. Вишневская старалась не подавать виду и стала петь чуть громче, сосредоточившись на том, чтобы самой не сбиться (сделать это было непросто, когда тебе прямо в ухо фальшивят). В это время ее партнерша с ужасом шарила голосом в диапазоне нескольких октав, пытаясь найти ноты, что ей наконец удалось…но на октаву ниже.
"В тот момент мне показалось, - вспоминала певица, - что вместо Полины со мной обнимается какой-то незнакомый мужской бас".
Сама же Галина Павловна стояла буквально насмерть, держа собственную тональность.
В антракте Вишневская старалась утешить рыдающую партнершу, но сама при этом прекрасно понимала, что это даже не ошибка, это катастрофа, о которой завтра напишут во всех газетах, и критики съедят их заживо.
После бессонной ночи обе певицы бросились за свежими газетами, предвидя страшное. Отзывов о спектакле было в избытке: какие-то издания хвалили больше, какие-то – меньше. Один критик разнес в пух и прах не угодившие ему декорации и то, как некрасиво падал снег в одной из сцен. И нигде не было ни слова об их провальном дуэте!
С тех самых пор Галина Вишневская уже никогда не переживала о том, что скажет о ней и ее выступлениях пресса!
P.S. Современные критики не менее, и даже более превращаются в критиканов. Бывает, юной девочке-журналистке дадут задание написать критический очерк о мероприятии/выступлении/ресторанной еде/живописи. Что она напишет, не видя сути, потому что не знает, куда и на что надо смотреть? Поэтому и не стоит трепетать перед чужим мнением в свой адрес: кто как ни вы знаете, насколько действительно хорошо ваше творчество!