Музейно-театральная студия «Сибирячок» является проектом с многосторонним функционалом взаимодействия с сообществом. Студия ведет постоянную педагогическую, психологическую и профессионально-актерскую работу с участниками или актерами, направленную на формирование полноценной личности, воспитанной на культурных традициях истории и литературе родного края. Постоянно ведущаяся работа над спектаклями и постановками включает в себя прочтение, переосмысление и новое представление текстов, являющихся культовыми для Красноярского края в частности и Сибири в целом. Проработав всего не полных два года - это молодое направление уже напрямую влияет на умы и помыслы молодого поколения, демонстрируя высокий уровень современных театральных подходов. Создавая параллели в истории, студия работает над повышением интереса молодого поколения к творчеству сибирских писателей, делая его по - настоящему актуальным в наши дни.
Студия является участником европейского международного конкурса «Дети в музее».
Данное направление пользуется большой популярностью, которая растет. За развитием студии с интересом наблюдают и на официальных площадках в социальных сетях. Количество участников – подписчиков, в последствии, становящихся участниками мероприятий проводимых студией, а также зрителями театральных постановок, постоянно увеличивается, как известно лучшей оценкой формы работы, программы или направления является ее востребованность.
Развитие проекта в музейной плоскости
В год основания студии прошел этап формирования первичного состава будущей труппы. В сентябре 2016 года студийцев было всего 14. Это экспериментальная группа была набрана из желающих «найти театр в себе или себя в театре». Принцип набора не включал в себя кастинг или конкурсную основу в основном это были дети, к примеру принимавшие участие в конкурсах чтецов в Литературном музее им. В.П.Астафьева.
Инициатором создания студии выступила Полина Астафьева, на тот момент работающая научным сотрудником музея.
Полина закончила Сибирский институт искусств им. Дмитрия Хворостовского, задействована как актриса в Красноярском драматическом театре им. А.С.Пушкина, во многом благодаря этому в реализации этой идеи она нашла единомышленников в театре и сподвигла своим энтузиазмом музейное сообщество к созданию студии.
Итак, в 2016 году, в сентябре у нас сформировался следующий состав участников первичного творческого процесса:
Два актера Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина – Домникова Анна, Станислав Линецкий
Руководитель студии актриса театра им. А.С. Пушкина и научный сотрудник музея (внучка Виктора Петровича Астафьева) Полина Астафьева
Куратор проекта – Зам. Директора по опрШвецова Оксана Анатольевна, научный сотрудник музея Бахтигозина Анна.
14 детей разного возраста и разных способностей.
Первое выступление на публику состоялось в ноябре этого же года – на сцене Красноярской филармонии в малом зале - «День памяти Виктора Петровича Астафьева, который музей проводит ежегодно.
Таким образом, мы видим, что на начальном этапе в точке формирования проекта у нас пересеклось три основных направления музей, театр и литература, если конкретизировать, то не материальное наследие региона, творчество Великого Сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева.
В январе 2017 первый состав студийцев сдал экзамен, который включал в себя этюды, демонстрирующие то, на каком этапе умений находятся участники по трем основным направлениям которых, мы придерживаемся все время существования проекта.
Это классика жанра – актерское мастерство, сценическое движение и речь.
Первой серьезной постановкой со всеми элементами творческого процесса, постройкой декораций, созданием афиш, пошивом костюмов продвижения и выхода на сцену, то есть премьерой стал спектакль «Конь с розовой гривой» по одноименному произведению Виктора Петровича Астафьева.
Репетиционный процесс, включил в себя промежуток четырех, полных месяцев. От распределения ролей, игры на разных сценических площадках без декораций, которые были готовы практически только к премьере, постоянных, фрагментальных и полных прогонов.
27 апреля 2017 года спектакль «Конь с розовой гривой был представлен публике.
Собственно озаглавив эту часть сообщения эволюция проекта в музейной среде, я как вы может заметить говорю в основном о развитии содержательной части имеющей отношение к театру, что само по себе не удивительно, потому что именно на первом этапе развития проекта музей скорее всего и можно идентифицировать как благотворную среду, среду для творческого роста, и постепенного поиска открытий внутри новой проектной плоскости.
В 2017 студия развивалась в основном на базе музея отдела «Литературный музей им. В.П. Астафьева», практически до конца марта, пока для маленьких актеров в самом прямом смысле не понадобилась настоящая сцена. Для того что бы научится сложным навыкам игры на ПФД (Память физических действий) и четкому и фиксированному восприятию сценического пространства.
В поиске партнеров мы нашли отклик в Государственной научной библиотеке и для проведение репетиций переместились в конференц – зал данного учреждения культуры, что можно отнести к началу формирования партнерских отношений в развитии студии как проекта.
Параллельно оставшаяся часть труппы начала работать, под руководством наставников Анны Шимохиной и Анны Домниковой, над литературно-театральной композицией «Недетское время» состоявшей из нескольких отрывков литературных произведений, посвященных Великой отечественной войне российских писателей, в том числе и Виктора Петровича Астафьева.
Показ, в профессиональной среде, это называется сдача на режиссера постановки прошел на сцене Красноярского Дома актеров в мае 2017 года.
К началу следующего сезона, 2017-2018 года мы вышли с грантовой поддержкой Благотворительного фонда Прохорова программы «Новая роль библиотек в образовании» - будущая постановка носила название «Флэшбэк или трилогия в ретроспективе» по повести «Последний поклон» и грантовой поддержки «Территории РУСАЛА» в номинации «Живой город» на дальнейшую поддержку спектакля «Конь с розовой гривой». Практически повторяя процесс создания повести в рассказах, которую, как известно Виктор Петрович писал всю жизнь, мы приступили к ее постепенной театрализации.
В сезоне 2017-2018 годов, мы привнесли, некоторые изменения, в работу студии, добавив в проект, музейное содержание.
Являясь материально технической базой поддержки музейно - театральной студии, музей определяет также часть ее содержательной деятельности. Другими словами имеет прямое и направленное внедрение в работу студии со стороны исследования и изучения творчества Виктора Петровича Астафьева, его театрализации. Но не только это связывает студию и музей, давая дополнительный стимул к синтезу совместного развития.
В 2017 году в рамках работы с основным творческим составом студийцев мы стали снимать не большие ролики, рассказывающие о различных музеях-отделах, формах работы, выставочных проектах - ряд пробных информационных роликов объединен общим названием «Дубль». Транслируется на одноименном YuoTube – канале это направление работы было представлено в медиа конкурсе «Музейный ГИД».
Методика работы включает в себя следующее: про писание краткого сценария, сбор дополнительных информационных материалов, отбор из состава студийцев, в команду. Посещение площадки (Музея отдела или выставочного проекта). Знакомство в рамках обзорной или тематической экскурсии. В случае если это мероприятие или другая форма работы, то участие в нем (т.е. проведение для участников творческого процесса), распределение по ролям, изучение материала, съемка ролика, монтаж и далее публикация на YuoTube канале.
На сегодняшний день таких роликов пять. Кроме того в ходе продвижения спектаклей мы снимали часть рекламного материала, что называется на пересеченной местности. Это форма может быть обозначена как ролики погружения в содержание. Так мы выезжали в Манский район, поселок Усть - Мана и снимали там фото и видео материалы.
Получились видео истории, рассказывающие о содержательной части повести и постановки.
Начиная со второй половины 2017 года, студия ввела дополнительные занятия по индивидуальной подготовке к литературным, театральным и чтецким конкурсам. А это повлекло за собой участие актеров в процессах коллективных и индивидуальных читок.
В творческом сезоне 2018-2019 года в расписание занятий студии был введен постоянных музейно-образовательный курс для всех вновь прибывших к нам новичков. Занятия курса распределены таким образом, чтобы актеры и студийцы целенаправленно знакомились и погружались в музейную среду: знакомились с экспозициями, формами работы выставочными проектами.
В 2019 году Красноярскому краевому краеведческому музею исполнилось 130 лет. 2019 год был объявлен президентом России годом Театра.
В рамках празднования было разработано мероприятие, приобретшее постоянный статус и заслужено пользующееся популярностью мероприятие «Окно в театр». 26 февраля на официальном праздновании 130-летия в основном здании музея прошла его, практически презентация. А 18 мая 2019 года в рамках Всероссийской музейной ночи, это мероприятие было проведено вновь и воспринято публикой с большим интересом.
В мае 2019 года в Иркутском краеведческом музее прошло ежегодное и знаковое мероприятие для музеев Иркутской области «Маевка 2019» в рамках этого мероприятия мы выступали с презентацией музейно-театральной студии, показывали видео спектакль «Последний поклон», актер музейно - театральной студии Швецов Павел выступал с монологом (отрывком из повести «Конь с розовой гривой»).
Нам кажется, более чем, перспективным продвижение театрализации и «живых картин истории» на музейных площадках. Так этим летом мы вышли в программу государственного финансирования Министерства культуры Красноярского края, в связи с празднованием 75 летия Великой Победы в войне 1941-1945 годов. В творческих плана студии выступления на площадках музея Москвы и Санкт – Петербурга с постановками затрагивающими военную тематику.
Так сейчас, готовится к премьере спектакль По произведению Виктора Петровича Астафьева «Прокляты и убиты», Астафьевой Полиной пишется сценарий с участием актеров студии и профессиональных актеров Красноярска.
Такие выездные гастрольные мероприятия должны обязательно сопровождать тематические выставки как виртуальные, так и возможно визуальные варианты.
Говоря о связующем звене «музей - театр» в рамках проекта, необходимо сказать, что единой платформой развития проекта является Сибирская литература. Имея в арсенале Литературный музей им. В.П. Астафьева, Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в скором времени который будет модифицирован в национальный центр писателя, библиотечный фонд, уникальные архивы кажется, само содержание музейной деятельности способствует развитию данного проекта.
Развитие проекта в театральной плоскости
Основные принципы создания и первичного развития: безконкурсная (кастинговая система), отбор детей желающих заниматься в студии; разный возраст от 7-17 лет; развитие по трём направлениям - речь, актерское мастерство, сцендвижение. Количество - 14 человек.
Итоги первого года развития:
27 апреля 2016 постановка спектакля на камерной сцене Красноярского драматического театра А.С.Пушкина по одноименной повести «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева (режиссёр- постановщик Полина Астафьева); Спектакль победитель гранатового конкурса «РУСАЛ» в номинации «Живой город».
Постановка литературной композиции «Недетское время» на сцене Красноярского «Дома актеров», май 2016 года (режиссеры- постановщики А.Е. Домникова А.В. Шимохина.
2017 – 2018 год
Принципы дальнейшего развития:
Сохранение безкастинговой системы приема детей в состав студийцев, приём детей по желанию заниматься, развитие по трём основным дисциплинам: сценическое движение, речь, актёрское мастерство. Количество детей 22 человека
Художественный руководитель студии Полина Астафьева. Наставники актеры театра им. А.С. Пушкина: А.Е. Домникова, А.В.Шимохина. Актер - Владимир Шуйский.
Итоги творческого сезона:
Постановка спектакля «Последний поклон» - флэшбек или трилогия в ретроспективе», спектакль победитель гранатового конкурса Фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании». (Режиссеры постановщики Шимохина А.В., Домникова А.Е., Шуйский В.
Работа над постановкой велась в течении всего творческого сезона с сентября 2017 по май 2018 года.
Спектакль представлен инсценировкой трех рассказов повести «Последний поклон» - «Далекая и близкая сказка», «Гуси в полынье», «Деревья растут для всех»
Премьера части спектакля «Гуси в полынье состоялась 18 декабря в колонном зале Красноярского дома офицеров, «Далекая и близкая сказка» 15 марта 2018 года, «Деревья растут для всех» 1мая 2018 года в Мемориальном комплексе Виктора Петровича Астафьева, приуроченная к Дню рождения писателя.
Полный показ спектакля состоялся 4 ноября 2018 года в рамках культурной программы Красноярской книжной ярмарки» проводимой фондом Прохорова в одиннадцатый раз на сцене Сибирского института искусств им. Дмитрия Хворостовского в большом зале.
Постановка спектакля «Трещина» премьера состоялась 13 мая 2018 года в Культурном центре на Высотной в большом зале. (Режиссер постановщик Астафьева П.Г.) Первый спектакль, включающий совместную работу профессиональных актеров и актеров студии.
Именно с 2017 года организация и работа музейно-театральной студии способствовала к возникновению постоянного плодотворного сотрудничества между Красноярским краевым краеведческим музеем и Красноярским театром кукол:
Начиная с 2017 актеры студии, принимают постоянное участие в ежегодном и традиционном мероприятии творческой лаборатории «К.О.Т.». В рамках этого мероприятия в Красноярск, приезжают кукольные театры, творческие команды из различных регионов России и зарубежа. В ходе лаборатории идет работа над конкурсными постановками, которые оценивает зритель и жюри куда входят наши актеры. В 2018 году на базе отдела-музея «Литературный музей им. В.П. Астафьева» был создан совместный проект прямо в существующих залах экспозиции, посвященные 100 летию Красноярского театра кукол, который органично влился и дополнил экспозиционные площади, пользуясь заслуженной популярностью у посетителей.
2018 – 2019 год
Участие творческого состава студии в подготовке и проведении мероприятий посвященных 130 летию музея.
Ключевое мероприятие, открывающее плеяду событий посвященных этой дате с участием актеров и наставников студии – «Нам 130» состоялось 26 февраля 2019 года. Музей был разбит на условные событийно – исторические площадки, включающие в себя содержательную часть спектаклей и исторические аспекты развития региона, «живые картинки» интерактивное взаимодействие актеров в плоскости экспозиции пришедших на мероприятие посетителей. Как итог мероприятие получило статус завершенного и способного к повторению с внесением дополнительных штрихов и компонентов, было проведено повторно 18 мая 2019 года в рамках проведения всероссийской акции «Музейная ночь».
Постановка спектакля «Последний поклон – инверсия» продолжение театрализации повести Виктора Петровича Астафьева. Премьера состоится 2 ноября в рамках культурной программы «КРЯКК 2019» благотворительного фонда Михаила Прохорова. Спектакль победитель грантового конкурса фонда «Новая роль библиотек в образовании».
Особенности развития проекта сезона 2018-2019: выход на взаимодействие с профессиональной актерской средой и театрами за пределы региона.
В сентябре 2018 года в рамках проекта была достигнута договоренность с Московским Губернским театром Сергея Безрукова, о гастрольном туре, приуроченном к юбилею писателя в мае этого года. На данном этапе эта поездка и событие для культурной среды Красноярска и Красноярского края приобретает новые грани партнерства и сотрудничества.
Спектакли «Трещина» и «Последний поклон - инверсия» будут даны на сцене Московского Губернского театра в период конца ноября и приурочены к Дню памяти писателя который отмечается 29 ноября.
Предполагается провести несколько творческих встреч со зрителем и читателем Виктора Петровича Астафьева. С участием актера Бориса Сергеевича Галкина играющего главную роль в спектакле «Веселый солдат» (МГТ), Мариной Брусникиной (режиссер-постановщик «Пролетный гусь МХТ им. А.П. Чехова) и т.д.
Следует отметить что первоначальные планы включали в себя иные даты, а конкретно с 14 – 18 мая 2019 и были приурочены к Дню рождения Виктора Петровича, но в силу определенных причин в том числе и финансового характера гастрольный тур был перенесен.
Творческая встреча с актером театра и кино, художественным руководителем московского губернского театра Сергеем Безруковым, которая состоялась 19 апреля 2019 года в рамках гастрольного тура Сергея Витальевича в экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея.
Также к особенностям развития проекта, выходящим за рамки региональной среды можно отнести достигнутую договоренность с композитором Владимиром Хадкевичем на использование трех музыкальных композиций за его авторством в постановке спектакля «Последний поклон – инверсия»
В свое время, у нас в Красноярске, состоялась мировая премьера, уникальное, культурно-музыкальное событие - концерт стихи Александра Блока на музыку Владимира Сергеевича в исполнении Елены Камбуровой.
Три музыкальных произведения из этого концерта: Христос, Черный вечер и Вьюга будут использованы в постановке.
В этой части своего выступления я хотела бы затронуть тему развития личности внутри творческой среды, которая способствует становлению творчества, развитию навыков и духовному росту, как бы пафосно это не звучало.
Работая, над постоянным развитием взаимодействия с посетителем, музей стремится не только презентовать себя, свой научно-исследовательский потенциал, но и постоянно работать над качеством взаимодействия с каждым отдельно взятым участником различных клубов и творческих объединений, возникающих и развивающихся на его базе.
Так в частности говоря о музейно- театральной студии, пожалуй одним из главных результатов работы, мы определяем для себя, то как развиваются актеры студии каких творческих высот и результатов достигаю постоянные участники творческого процесса.
По мимо экзаменов, которым подвергаются актеры и студийцы и которые определяют общий уровень и рейтинг каждого в той или иной дисциплине. Каждый из актеров имеет возможность индивидуального участия в литературных и театральных конкурсах.
Именно третий год развития проекта дал ощутимые результаты в этом вопросе.
Собственно речь пойдет о результатах и достижениях личностного роста детей (актеров) музейного театра «Сибирячок»:
Сергей Гиро – прошел кастинг и снялся в фильме режиссера валерия Тодоровского «Гипноз» в главной роли, премьера которого состоится в января 2020 года.
Чеглыгбашева Зоя играет на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина «Август: графство Осейдж» - ведущая роль Джин Фордам. Режиссер спектакля – неоднократный лауреат «Золотой Маски» Марат Гацалов, В спектакле заняты ведущие актеры театра. В главной роли Вайолет – заслуженная актриса России, лауреат Государственной премии им. К.С. Станиславского Галина Саламатова.
Гудков Михаил – победитель всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» - лучший чтец России, в ходе конкурса прошло выступление на Красной площади в Москве.
Общий итог развития проекта в музейной и театральной среде:
Постоянное и плодотворное взаимодействие двух структурных составляющих или другими словами двух творческих сред музейной и театральной.Вовлечение в процесс специалистов музейных и театральных профессий.
Наставники студии актеры красноярских театров: Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина, Красноярского театра кукол, Союза театральных деятелей Красноярского края, Шоу - театра «Авация».Выступление на больших профессиональных сценах, как со спектаклями с участием только актеров студии, так и в профессионально тандеме с актерами красноярских театров.Участие в больших знаковых мероприятиях музейной и театральной сферы: («Нам 130», «Я другой такой страны» (спектакль красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина), выступление на сцене Красноярского оперного театра им. Дмитрия Хворостовского в концерте посвященном жизни и творчеству Виктора Петровича Астафьева, Спектакли в рамках культурной программы КРЯКК благотворительного фонда Михаила Прохорова).Выход на взаимодействие с профессиональной актерской средой и театрами за пределы региона.
Зам. Директора по образовательно-просветительной работе
Швецова О.А.