Найти тему
Доктор АйПолит

"Чем ты вообще занимаешься?" Отвечает Людвиг фон Мизес (часть 1)

Оглавление

Доброго времени суток!

Сегодня у нас на рассмотрении первые главы огромного труда Людвига фон Мизеса "Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории".

Ну что, народ, погнали?!

Ту-ту-ту-туруру… туру-туру-туруру...
Ту-ту-ту-туруру… туру-туру-туруру...

Стоит начать с небольшого введения. Длительное время экономическая наука (если это вообще можно было назвать наукой на тот момент) придерживалась мнения, что человек в своей деятельности ограничен положением в обществе: начиная от его национальности с религиозной конфессией и заканчивая... Да чем угодно! Лишь бы загнать условного человечка в какие-либо страты. Ух, слово-то какое "страта"! Надо же было как-то народ заузить в рамки для иерархии, феодализм-с.

>:(
>:(

Но переворот в общественной жизни не заставил себя долго ждать. Эпоха Возрождения и Просвещения - вот это вот все, приказали долго жить старой концепции мира, и выродилось все это в ПФР. Нет, не в пенсионный фонд России, а в Первую (вообще-то Великая) Французскую Революцию. И так явило себя свету нечто, что пугает и вызывает ненависть аж зубы скрипят у некоторых людей, а именно - либерализм и, не заставивший себя долго ждать, капитализм.

Вот тут появляется забавная штука, своего рода "шкурный интерес", а именно теория ценности. Она показывала, что отношения между субъектами могут регулироваться не только на уровне статуса, но и кто какие цели преследует. Лозунг: «Свобода, равенство, братство» обрела свое значение в рамках гуманизма. Стоит ли говорить к чему все это привело? Спойлер: развитие производственных отношений и науки. И заверте...

Касалось бы, вступление должно кончиться, но нет.

Теперь тут будет сильно шакальная нелепица? ДА!
Теперь тут будет сильно шакальная нелепица? ДА!

Вот пройдя такой длинный, многовековой путь, родилась наука праксиология, которая дала большой простор для полемики - ее садили на два стула: то она относится к философии, то относится к экономике. Таким дуализмом не могли не воспользоваться радикалы двадцатого века всех мастей и раскрасок, еще больше размывая рамки, но наука такого не терпит, ей чужды идеологические надстройки и неопределенность.

Цивилизация стала возможной потому, что людьми владели идеи, бывшие приложением экономических теорий к проблемам экономической политики. Но она неизбежно погибнет, если государства буду и дальше следовать курсу, на который они свернули под влиянием теорий, отвергающих экономическое мышление.
- Людвиг фон Мизес

Хм, ну вроде с введением покончено.

Так что же есть человеческая деятельность?

Вопрос весьма глупый, но мы тут люди серьезные (нет). Деятельность, по Мизесу, определяется в первую очередь проявлением воли. Есть до кучи внешних обстоятельств, независимых от хотелок одного человека, вроде погоды, политической ситуации или моды. А так же и внутренние обстоятельства - конкретно, жизнедеятельность организма и инстинкты. Так что как бы ни хотелось стать музыкантом-виртуозом с мировым именем или силой мысли побороть воспаление аппендикса, без целенаправленной деятельности - желание так и останется лишь желанием.

Хм, сегодня я собираюсь...
Хм, сегодня я собираюсь...

Однако, есть возможность частично, но все же влиять на независимые обстоятельства: убедить кого-то в неправоте в мировоззрении О, привет, Штирнер, мы тут с ветряными мельницами боремся или же задержать дыхание и контролировать его; а также заставить прилить кровь к органам малого таза.

Интересным является факт того, что даже праздность и гедонизм тавтология подъехала, ахаха наканецта тоже являются своего рода действием. Встающий вопрос выбора, заставляет человека производить и творить, но он также предоставляет возможность спокойно лежать на диване с пакетом чипсиков.

Все может происходить непроизвольно и машинально, но факт действия таким образом свершается. Как страдающий ОКР, который после прикосновения к чему угодно, без задней мысли бежит сразу мыть руки. Все друзья подтрунивают его, но ничего не поделать. Кстати:

Заслуга психоанализа как раз в том и состоит, что он показал, насколько многозначительным является даже поведение невротиков, что они тоже ведут себя целенаправленно, хотя мы называем их рассуждения, противоречащими намерениями
- Людвиг фон Мизес

Самое главное, что мы сегодня сегодня вынесли из статьи, разумеется - НАДО МЫТЬ ЧАСТО РУКИ. Не только в нынешней ситуации, но и всегда.

Маяковский плохого не посоветует
Маяковский плохого не посоветует

Жду ваших комментариев с критикой фактических ошибок, указанием нелепости повествования и таких же нелепых картинок, но все же надеюсь на ваше обсуждение исторических, экономических и социальных последствий за последние несколько веков. Встретимся в следующей части!