Император Николай Павлович питал слабость к прямым линиям. В его эпоху не сразу, медленно, но верно началось строительство современных путей сообщения в нашей стране. Первые протяжённые дороги с покрытием (не асфальтовым) и первые железные дороги - Петербург - Москва, Петербург - Варшава - все они строились с минимальным количеством изгибов и поворотов. Парадоксально, что Варшавское шоссе, которое выходит из Москвы скорее в сторону Киева, действительно в конце концов приходит в Варшаву, и при этом оно по большей части является более прямым, чем более позднее Минское шоссе, идущее в Польшу кратчайшим путём через Смоленск.
А уходящая за горизонт старая Варшавская дорога продолжала уводить меня западнее и западнее, и вот мы уже проехали белокаменный столб с надписью Rzeczpospolita Polska.
И вроде мы так и остались на белорусской земле, но вдоль дороги стали появляться живые изгороди, города и посёлки стали попадаться чаще, и шпили над ними маячили почти так же часто, как купола православных церквей.
В Белоруссии мне в основном попадались два типа водителей: работяги и бизнесмены; и те, и другие по работе были плотно завязаны на Россию. Артём, который продавал немецкие металлорежущие станки в Польше, Белоруссии, России и подвозил меня от Слуцка до Ивацевичей, был совершенно не против последнего раздела Польши между фашистами и коммунистами, который произошёл осенью 1939 года. И его можно понять: если бы не было этого раздела, Белоруссия осталась бы без своей лучшей западной трети.
В бывшей Восточной Польше, а теперь Западной Белоруссии, концентрация исторических памятников, конечно, не как на Западной Украине или в Центральной России, а всё же на порядок выше среднебелорусского уровня.
И многие из этих памятников связаны с видными деятелями польской истории.
Так, в городке Коссово прошли детство и юность Тадеуша Косцюшко, самого знаменитого из польских борцов за независимость:
инированный дворец в посёлке Пружаны когда-то принадлежал польским магнатам Сапегам:
Ну а город Слоним - просто приятный, старый и живописный:
И тут десятки местечек - таких поселений между городом и деревней, но ближе к городу:
Которые не пережили войну в более восточных районах - возможно, потому что в конце июня 1941 года немцы прошли через Западную Белоруссию как нож сквозь масло.