Петербург называют культурной столицей, и потому сюда со всей страны съезжаются люди, которые заняты творчеством и культурой. Многие едут сюда "за мечтой".
Оно и понятно, в регионах меньше возможностей стать успешным в этом деле, тяжелее пробиться, а где-то и вообще быть услышанным – попросту нет не то, что единомышленников, а людей, которым будет интересно то, что ты делаешь: зрителя, читателя, слушателя и т.д.
И так художники, музыканты, писатели, фотографы, театралы и прочие деятели искусств всех мастей едут в наш славный город в погоне за птицей счастья, что вполне оправдано.
Правильно ли? Есть же вот эта поговорка «где родился, там и пригодился», ну или «А как же развивать регионы? А как же самобытная культура всех краёв нашей необъятной родины?» Ну, это уже размышления иного рода, нас же интересует другая тема.
А именно то, как складывается жизнь тех, кто приехал в Питер заниматься культурой?
В интервью журнала Собака.ру с участниками модного музыкального коллектива SHORTPARIS, музыкальный обозреватель издания Дмитрий Первушин сделал очень меткое, на наш взгляд, замечание, и сказал, что люди, которые приезжают жить в Петербург и тем более занимаются здесь культурой, становятся «гиперпетербужцами».
Давайте теперь попробуем понять, что же означает этот термин и насколько это заявление близко к реальному положению дел…
С чем сюда едут эти люди? Как правило они очень замотивированы, потому что переехать из провинции это большой шаг, а решиться на него может либо человек, которому совершенно нечего терять, но этих мы в расчёт не берём, либо человек, которого можно отнести к категории «идейный».
Идейные люди готовы на всё, чтобы добиться цели и заниматься тем, чем им хочется. Они, приезжая в Петербург, тут же начинают всеми правдами и неправдами хвататься за любые возможности стать частью творческих кругов этого города.
Кто-то едет, чтобы поступить в вуз на творческую специальность, кто-то за обучением у крутых мастеров своего дела, а кто-то просто за возможностью влиться в «тусовку» своих единомышленников и быть услышанным и увиденным.
Нет сомнений в том, что среди местных есть такие люди. В Питере огромный пласт «творческой интеллигенции» в энном поколении. Семьи артистов, учителей, танцоров, музыкантов, литераторов и так далее…
Конечно, они есть, но в последнее время население Культурной столицы так быстро растёт за счёт приезжих, что невольно можно подумать, что среди оных таких больше.
К тому же, здесь ещё играет фактор того, что приезжим не только нужно заниматься своим делом, но и в принципе «зацепиться».
Творческие профессии не самые денежные, как известно, а порой и вовсе не оплачиваются, и потому вчерашние жители провинции с остервенением вцепляются в этот город, и готовы использовать все свои ресурсы, чтобы остаться здесь и заниматься творчеством. Потому они где-то более продуктивны, более предприимчивы, более цепкие, чем петербуржцы коренные, у которых нет фактора, ну допустим, потери жилья или работы.
Ещё один аспект состоит в том, что люди, которые едут сюда не столько за искусством, а сколько просто «за лучшей жизнью», уже имеют представление о городе как о «творческой столице» нашей страны.
У них есть в голове этот «образ петербуржца», который транслируется в медиа, особенно среди молодёжи. Тут все такие креативные, творческие, возвышенные и образованные. Много читают, много знают, гуляют в парках среди фонтанов и цитируют какого-нибудь Бродского.
Держа в голове этот идеал они приезжают сюда и, стремясь стать частью этого города, начинают так или иначе вести себя подобным образом.
Начинают ходить по музеям и галереям, арт-пространствам и театрам по которым, местные, к слову, частенько и не ходят. Замечали такое? Спросишь у коренного «когда в последний раз был в Эрмитаже? А в театре?» в ответ пожимает плечами, мол времени нет.
Кто-то из новоиспечённых жителей Северной Венеции ведёт себя согласно «канону» лишь внешне, а кто-то и впрямь начинает заниматься здесь культурой, так как возможностей – хоть отбавляй. В Питере можно обучиться любой творческой профессии, в любом возрасте и найти себе друзей среди «питерской богемы» при желании очень легко.
А что можно сказать про местных? Для них этот город привычен, они просто тут живут, и порой даже не обращают внимания на всю эту «творческую движуху».
В Питере не все художники и поэты, и даже не все имеют высшее образование и на это искусство и креатив им также всё равно, как и другим «обычным» людям.
Но образ творческого и интеллигентного петербуржца никуда не девается…
И что мы имеем в итоге?
Люди приезжие, воплощая в себе этот образ намеренно или не очень, становятся «бóльшими петербуржцами», чем сами петербуржцы.
При этом, они из-за своего чрезмерного желания заниматься любимым делом и стать «своими», превращаются в «гиперпетербужцев».
А вы что скажете, наблюдали ли вы такую тенденцию?