Когда говорят о Древнем Риме, среди прочих великих воинов, талантливых ораторов, сумасшедших императоров вспоминаются женщины, которые при общем юридическом бесправии достаточно успешно влияли на жизнь всего общества.
Эта женщина прожила около 28 лет, но успела так наследить в истории, что ее имя стало нарицательным. В то время, когда она жила, поэт Ювенал писал: "Будущие поколения ничего не прибавят к нашей развращенности; пусть наши потоми найдут что-нибудь новое, порок дошел до предела - он может только уменьшаться. Публичный разврат принял самые
колоссальные размеры за всю историю, стало неприличным быть приличным. Валерия Мессалина была родственницей императорской смеьи, поэтому её взрослая жизнь началась при дворе Калигулы. В свои 13-14 лет она была на редкость красива с копной черных кудрявых волос и глазами-агатами. Она была обучена танцам, игре на струнных музыкальных инструментах, пению, а также арифметике и языкам. И эта девочка окунулась в жизнь при дворе, полную пресыщенности и извращений.
По желанию Калигулы Валерию Мессалину выдали замуж за Клавдия - дядю императора и одновременно двоюродного дядю самой Мессалины. Ему было более 40 лет, в детстве Клавдий перенес паралич и считался умственно неполноценным, собственная мать называла его уродом среди людей, он заикался, страдал избыточным слюноотделением и хроническим насморком.
Над ним издевались даже шуты, они могли бить его прутьями или кидать косточки от фиников. Вероятно, эта свадьба должна была стать очередным изощренным издевательством Калигулы над своим окружением.
Но правда была иной. Клавдий оказался одним из самых просвещенных людей той эпохи. Он создал римскую историю в сорока трех книгах, а также историю этрусков в двадцати книгах и карфагенян в восьми книгах. Кроме того, был исторический труд о романском алфавите, куда он добавил три буквы, восемь книг автобиографических мемуаров и сочинение "В защиту Цицерона". Этот брак стал третьим для дяди императора. Валерия Мессалина родила дочь, а затем, во время её второй беременности, Клавдия неожиданно для него самого провозгласили императором после убийства Калигулы. Сына Мессалина рожала уже будучи женой императора.
Клавдий с головой погрузился в управление государством, жена все время была рядом с ним. Мессалине давалось право назначать военачальников, судей, губернаторов провинций и предоставлять римское гражданство.
Но не в её характере было закрыться в кабинетах и вершить историю. Она ещё помнила ту вседозволенность, которой обладал Калигула. И ей хотелось видеть раболепное потакание всем своим прихотям. Но для начала надо было убрать всех потенциальных соперников мужа на роль императора. Так несколько человек были казнены и изгнаны по разным причинам. И эти действия историки приписывают жене Клавдия, а не ему самому, что странно.
Сама Мессалина объявила мужу, что хочет избежать беременности, поэтому желает иметь отдельную спальню. Но, как пишут друг за другом историки, закрыв дверь для императора, она открыла её для всех остальных. Под её чары попали патриции и гладиаторы, простолюдины и актёры, послы и гвардейцы. А если кто-то не желал очаровываться, мог испытать гнев императора, который обязывал повиноваться своей любимой жене во всем.
Если Клавдия в народе любили, то его жена вызывала ненависть и зависть. Про нее начали сочинять небылицы. Например, римляне пересказывали друг другу сплетню о том, что Мессалина по ночам ходит в грязный публичный дом, где отдается всем подряд за копейки, или что она устроила соревнование с самой известной в Риме проституткой и превзошла её в количестве клиентов.
Возможно, такие рассказы стали местью обиженных, ведь Мессалине были переданы обязанности блюстителя нравов. Например, она привела доказательства того, что любимый советник по ученым делам императора продавал гражданство, за что того казнили. Одного консула она обвинила в заговоре против императора, разврате и прелюбодеянии, после чего последовала казнь. И таких историй было множество. Конечно, причину эти доблестные мужчины видели не в своих проступках, а в том, что якобы Мессалина их хотела, но получила отказ.
Сейчас точно никто не может сказать, оговорили ли Мессалину, или она пользовалась своим положением и казнила всех неугодных. Но умный и хитрый Клавдий ей безоговорочно доверял. А возможно пользовался ею для устранения врагов, ведь он долго и успешно притворялся глупым при Калигуле. В какое-то время он даже передал ей дубликат личной печати всех писем и документов. Возможно, чтобы самому не ставить подпись на приговорах.
И всё бы продолжалось в таком духе, но ... Мессалина влюбилась. Это еще одно доказательство того, что обвинения в её сторону были надуманными. Менявшая каждую ночь не по одному партнеру и настолько коварная женщина, как её описывают историки, вряд ли могла настолько влюбиться, чтобы потерять всё.
Гай Силий считался самым красивым мужчиной Рима, но он был женат.
Он готов был развестись, но только если это даст ему путь к трону Римской Империи. Мессалина стала таким путеводным листком. Силий развелся со своей знатной женой и стал открыто встречаться с Мессалиной, которая, потеряв голову, открыто посещала его дом в сопровождении большой группы гостей, щедро дарила ему подарки и почести, давала рабов и слуг для выполнения его приказов. Покорив сердце женщины, Силий стал убеждать её заключить брак, бросив старого Клавдия. Когда император уехал из Рима совершать традиционные жертвоприношения, состоялась свадьба его законной жены и её любовника.
Один из советников Клавдия - Нарцисс опасался, что эта женщина имеет слишком большой вес в обществе и сможет после смерти Клавдия возвести на престол своего нового мужа. Тогда он сделал список всех предполагаемых любовников Мессалины и поехал к императору. Мессалину и её нового мужа задержали, императору показали доказательства и список измен.
Клавдий был готов простить жену, что опять же свидетельствует о том, что он всё знал и использовал в своих целях, а обвинения были частично надуманы. Но Мессалину к нему не пустили, её убили в доме матери. Клавдию лишь сказали, что он теперь вдовец, вскоре он женился на другой своей племяннице, у которой был сын Нерон. Но это уже другая история...
Подписывайтесь на наш канал, впереди еще множество историй о первых леди мира