В ДЕНЬ ЗЕНИТЧИКА. Теперь об этом можно рассказать, сидя в самоизоляции, чего только не вспомнишь. И поделишься с вынужденными коллегами по отсидке. Книга, отрывок из которой предлагается, переиздаётся, но если будет интерес, могу знакомить с отрывками. До освобождения из самозаточения хватит! Критиков предупреждаю -- всё правда. Свидетели: воины в/ч 20709 и озеро Балхаш.
Следующим утром выяснилось, «есть упоение в бою» т.е. стрельба запаздывает, ИЛ 28 привезет конус к 13.00. Наступило томительное безделье. Фронтовики утверждали-ожидание атаки страшней самой атаки. Начальник ПВО округа решил заполнить паузу и пошел, со свитой, от одной батареи к другой. Принял доклад комбата и задал вопрос:-Вы поправки метеобюллетеня установили? -Никак нет, товарищ полковник.-Почему?- Метео по рации передают, пока передачи не было.-Будьте на приеме.-Есть, товарищ полковник!
Образованные люди знают- воздух над нами есть само непостоянство. Каждые 200 метров ветер может изменять направление, давление и влажность могут прыгать, а снаряд летит сквозь эту суету. Ученные мужи Военно Промышленного Комплекса, создавшие Радиоприборный Комплекс -- РПК, получали от метеорологов данные об изменениях параметров воздуха с высотой, изобрели способ их учета при расчете траектории полета снаряда как поправок. На панелях РПК были верньеры, вращением которых устанавливали поправки.
18+. ( Комбат в эти поправки не верил и непосредственно перед стрельбой убирал их на ноль. После стрельб восстанавливал. Для проверяющих. Это не единственное правило, которое комбату приходилось нарушать, но рассказывать о них еще не время.)
Через полтора часа начальник ПВО вновь появился на позиции батареи, возвращаясь с обхода. Задал тот же вопрос:-Вы поправки на метеобюллетень установили? -Нет, товарищ полковник.-Почему?- Нет их, товарищ полковник. -Искать надо, лейтенант!-Где искать? Это же радио! недоумевал комбат.-Там, откуда люди берутся! взревел начальник Противо Воздушной Обороны.
Ничего не ответил комбат, повернулся «кругом» через левое плечо и впечатал три шага строевым, как на параде. Продолжил движение, шагая в бескрайнюю степь развалистой походкой уставшего от жизни сибарита.
Шагалось удивительно легко, откуда то, из космоса, доносилось:
-Товарищ лейтенант, вернитесь! Лейтенант, вернитесь!
-Это не ко мне –думал комбат-меня послали, я дойду! Первый раз в жизни послали. Ответить не могу, значит, надо идти…
Не дошел. Догнал его солдат, запыхался:
-Товарищ лейтенант, Вас полковник вызывает.
Развернулся комбат «кругом» и пошагал обратно. Не доходя до группы старших (от майора) офицеров, козырнул, доложил:
-Товарищ полковник, по Вашему приказанию прибыл!
-Ты куда пошел? заинтересованно, спокойным тоном, задал вопрос полковник. Остальные офицеры напряженно ожидали ответа.
-Пошел, куда меня послали,-отвечал комбат,- искать место, откуда дети берутся. Это точно не здесь.
Офицеров корчило от смеха. Так родилась легенда, которую потом
неоднократно рассказывали комбату с разными героями из других частей. Начальник ПВО удалился, но, как выяснилось позднее, этот случай запомнил.
Метеобюллетень рация в этот день так и не сообщила.