Масштаб распространения коронавирусной инфекции в Китае увеличивается. Счет инфицированных идет на тысячи. Пекин предпринимает чрезвычайные меры, чтобы уменьшить последствия беды. Между тем, ряд экспертов отмечает странные совпадения в обстоятельства появления новой заразы, против которой пока у нас нет вакцины, и не исключат ее искусственного происхождения. «МК» попросил прокомментировать ситуацию бывшего члена комиссии ООН по биологическому и химическому оружию (1998-2003) Игоря Никулина.
-Игорь Викторович, в последние годы опасные для человека коронавирусы появляются все чаще. С чем это может быть связано?
-С этими коронавирусами ситуация, действительно, очень странная. До 2000 года ни один из них на человека не «перескакивал». Они миллионы лет живут рядом с человеком, но всегда только на каких-то животных паразитировали. Например, на верблюдах, как в случае с ближневосточным респираторным синдромом. Или на летучих мышах, птицах, на ком угодно, но на человека эта зараза не переходила. А тут уже 8 смертельно опасных вирусов за 20 лет. Явно перебор.
-То есть нельзя исключать рукотворное происхождение этих инфекций?
-Понимаете, если бы это была первая вспышка, то еще можно было бы подумать, что это природная мутация. Но вряд ли это природная, потому что каждые несколько лет такие происшествия повторяются. То атипичная пневмония, то птичий грипп, то свиной, то еще что-нибудь.
-Некоторые эксперты отмечают, что время вспышки инфекции в Китае будто выбрано специально, чтобы нанести максимальный вред. Как раз накануне нового года по восточному календарю, когда в Китае массовая внутренняя миграция на праздники, а также проводятся мероприятия с привлечением большого количества людей.
-И место словно специально подгадали.
-Вы имеете в виду 12-миллионный Ухань и густонаселенную провинцию?
-Не только. Исторически и географически все дороги в Китае ведут в этот Ухань. Это крупнейший транспортный узел, большой международный аэропорт. Через него летают в Штаты, Австралию, Японию, На Ближний Восток, в Париж, Лондон, Москва.
-Кроме этих совпадений, что может доказать искусственное происхождение вируса?
-Только расшифровка генома. Ее результаты могут показать - это вирус природного происхождения или лабораторного, когда какой-то рекомбинантный «кусок» вставлен в ген. Сейчас есть современные компьютерные программы, автоматические методы исследования. То, на что у исследователей 30 лет назад уходил год, сейчас делают за две недели. Программы позволяют считывать все это, расшифровывать и сравнивать с имеющимися в базах данных образцами.
-Возможно такое, что новый коронавирус воздействует только на лиц китайской национальности? То есть задан на определенные особенности человеческого гена?
-Если выяснится, что это действительно так, то такой природной мутации быть не может точно. Это математическое доказательство того, что это искусственно созданный вирус.
-В каких лабораториях он может появиться?
-Я, конечно, могу только предполагать. Но вот смотрите: Китай так же, как и Россия, окружен американскими исследовательскими биолабораториями. Они есть в разных странах по периметру границ Китая — в Казахстане, Киргизии, Афганистане, Пакистане, на Тайване, Филиппинах, в Южной Корее, Японии. В Индонезии были, но там закрыли.
И везде, где есть эти американские биолаборатории, или поблизости от них происходят вспышки новых заболеваний, зачастую неизвестных. Угрозы для местного населения американцы попросту игнорируют. Главное, чтобы это было подальше от территории США.
-Что надо делать России, имея в виду, что есть такая угроза?
-Надо разобраться, что это за вирус. Как его лечить. Создавать вакцину. Другого выхода нет. И вообще, надо укреплять биобезопасность страны. Чтобы она была не ниже, хотя бы как в Советском Союзе.
-Есть же международное соглашение о запрещении биологического оружия. Соединенные Штаты его подписали?
-США его подписали. Но они категорически против того, чтобы создать такой же международный орган, как Организация по запрещению химического оружия — ОЗХО - для контроля за работами в области биологического оружия. С 2000 года они блокируют все инициативы по созданию такой организации.
Думаю, что нам надо создавать какую-то международную организацию по предотвращению биологической угрозы. Может быть, агентство. Например, в рамках ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. - «МК»), может быть, в рамках БРИКС.
Те, страны, которые себя считают пострадавшими от биотерроризма, должны расследовать все эти случаи и выносить их на международное обсуждение. Например, в Совет безопасности ООН. Ставить вопрос о деятельности американских биолабораторий за пределами США.
Надо что-то делать. Потому что от этого уже страдают многие, в том числе и мы . Оставайтесь дома !