В первые три дня Страстной мы только готовимся к тому, что Господа ждут Крестные страдания. А уже с Великого четверга начинается шествие к Голгофе, к смерти. К смерти, которой не было бы без ненависти. Смерти, без которой бы не было воскресения. Почему? Объяснят батюшки...
Почему любовь народа к Христу внезапно сменилась страшной ненавистью?
Протоиерей Александр Писларь, благочинный Краснокутского округа, настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут:
— У иудеев сформировалось представление о Мессии как о царе, который бы освободил их от римского владычества. Христос не был политическим деятелем и не собирался становиться царем здесь, на земле. Ожидания иудеев не оправдались. Когда Христос оказывается в положении жертвы, как обыкновенный человек претерпевает заключение под стражу, истязания и суд, даже ученики впадают в смущение. Что и говорить о тех, кто не был близок ко Христу и имел ложные представления о Мессии.
Согласно Евангельскому повествованию, народ переживает три состояния. Сначала – во время входа в Иерусалим – Христу воздают почести, Его славят. Потом – на суде у Пилата – по наущению книжников и фарисеев Его требуют распять. Ожесточенная толпа в честь праздника Пасхи просит отпустить Варраву – бунтовщика и убийцу, и даже не успокаивается после того, как Пилат приказывает истязать Иисуса, думая, что это остановит народ. Но этого не происходит. Даже на Голгофе люди продолжают глумиться над Господом, говоря: других спасал, а Себя не может спасти (Мк. 15, 31). Перемена случается только после сопровождающих смерть Христа знамений – землетрясения, разрыва завесы в храме, воскресения мертвых. Люди уходят с Голгофы, бия себя в грудь (Лк. 23, 48), раскаиваясь и сожалея о ненависти и жестокости, которую они проявили, но уже слишком поздно.
Почему Господь сошел в ад, а не отправился в рай?
— Сошествие Господа во ад – одна из центральных тем в христологии. Она находит отражение в иконописи. В соответствии с древней традицией на иконе Воскресения Христова изображено сошествие во ад, но на самом деле это исхождение из ада. Мы видим, что Господь выводит наших прародителей – праотца Адама и праматерь Еву, видим под Его ногами мрак преисподней, разрушенный ад – сломанные ворота, замки и цепи.
Смерть и Воскресение Христа, Его победа над адом прочно закрепились в богослужебных текстах. В песнопениях Октоиха красной нитью проходит мысль о победе Христа над адом, смертью и диаволом, об «упразднении» его державы и избавлении людей силой воскресшего Спасителя. Вот несколько примеров: «Твоим вседетельным схождением ад, Христе, поруганный / изблева вся, яже древле лестию умерщвленныя…» (Твоим, Творец всего, сошествием осмеяннный, / ад изверг всех, / некогда обманом умерщвленных), и «…сошед Благоутробне с душею во ад, души вечных уз разрешил еси, и с Собою Щедре совоскресил еси» (…сойдя вместе с душой во ад, о, Милосердный, Ты освободил души от вечных уз и воскресил, о, Благой, вместе с Собою.)
Кроме того, схождение Христа во ад – это еще и проповедь о Воскресении всему ветхозаветному человечеству, жившему на земле до пришествия в мир Спасителя. В творениях святых отцов мы найдем множество рассуждений о том, кого же Господь освободил от уз смерти. Одни говорят, что освобождены были ветхозаветные праведники, другие – что и грешники, и праведники, третьи также утверждают, что свобода дарована абсолютно всем, но только не все ее принимают. Именно это мнение наиболее распространено и довольно подробно рассмотрено в книге «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.