Найти в Дзене
Дарья Хохлова

Что происходит на Страстной?

Оглавление

Ненависть, предательство, смерть, сошествие во ад – все самые страшные события умещаются в одну неделю.

Неизбежность, горечь запоздалого раскаяния растворяются в светлой, тихой радости и всеобъемлющей надежде на то, что окончательно будут побеждены смерть и грех, что снова умирится Божеское и человеческое, небесное и земное.

Более подробно о том, что и каким образом предстоит пережить на Страстной седмице расскажут вам, дорогие читатели, священнослужители.

Зачем Христос умыл ноги Своим ученикам на Тайной вечере? Почему этот поступок – проявление «глубочайшего смирения»?

Тайная вечеря
Тайная вечеря

Священник Георгий Шматко:

— Тайная вечеря была устроена для того, чтобы Господь с учениками мог совершить Пасху – праздничную трапезу в соответствии с иудейским обрядом. Это религиозное действо, для которого очень важно соблюдение определенной последовательности действий: умовения, чтения молитв, вкушения пищи. Большое значение придавали и соблюдению иерархии: кто и какое место занимает за столом. По сути, ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной Литургии.

В восточной традиции умовение ног было частью любой трапезы. Человек должен был приступить к ней чистым, а для апостолов в честь празднования Пасхи это тем более было важно. Совершить обряд омовения должен был слуга, но слуг в апостольской общине во главе с Христом не было. И тогда Сам Господь берет на себя эту обязанность – в очередной раз умаляется. Он приходит в мир, принимает человеческий образ, а теперь и прислуживает. Что это, как не проявление глубочайшего смирения? Что это, как не наказ нам – смиряться и служить ближним?

Поступок Христа – это еще и ответ на спор апостолов о том, кто из них больше (см.: Мк. 9, 34-35). Умывая ноги ученикам, Господь дает каждому из них проявить себя. Так, апостол Петр поражается тому, что делает Христос, он говорит: «Господи! Ты ли мои умываешь ноги? Ты ли прикасаешься к ним Своими руками, которыми исцелял и воскрешал?» А вот Иуда, наоборот, укореняется в своем решении, несмотря на то, что Господь омывает ему ноги одному из первых и тем самым показывает, что смиряется даже перед предателем в надежде обратить его к покаянию, отвернуть от страшного греха.

Нельзя ли было в деле спасения обойтись без предательства и Крестных страданий и смерти Христа? Почему?

Христос омывает ноги ученикам
Христос омывает ноги ученикам

Протоиерей Сергий Ясиновский:

— О том, что Христу предстоит пострадать за род человеческий, говорится еще в ветхозаветных пророчествах. Пророческие тексты – неотъемлемая часть библейской истории, факт, указывающий, что по-другому искупить грехи невозможно. В Новом Завете мы находим подтверждение этому. На Тайной вечере Иисус говорит Иуде: что делаешь, делай скорее (Ин. 13, 27).

Смысл многих пророчеств нам не дано понять до конца – что-то Господь от нас скрыл, а что-то сказал нам прикровенно. К примеру, Ветхий Завет содержит множество упоминаний о Святой Троице, но без знания Нового Завета это трудно понять. То же самое, повторюсь, касается и Крестных страданий и смерти Господа. Если даже ангелы и бесы удивляются и не могут постичь тайну Боговоплощения, смерти и распятия Господа, то мы тем более. 

Почему раскаяние Иуды – не раскаяние?

Предательство Иуды
Предательство Иуды

Иуда осознанно, по своей воле пошел на предательство. Сын погибели (см.: Ин. 17, 12) – так называет его Господь. К предательству Иуду подтолкнуло разочарование. В апостольской общине он занимался сбором пожертвований и рассчитывал занять высокое положение, когда Христос, как он думал, взойдет на земной трон. Но этому не суждено было случиться – Царство Господа не от мира сего (Ин. 18, 36).

Предав, Иуда впал в разочарование – страшное состояние. Оно наравне с отчаянием и гордостью не позволило ему раскаяться по-настоящему. Вспомним апостола Петра – он ведь тоже предатель. Он трижды при свидетелях отрекся от Господа, но как он повел себя потом? Апостол нашел в себе силы вернуться в общину, где все знали о его проступке, сумел смириться, побороть гордость, стыд. А это очень не просто даже психологически. Когда на берегу озера Тивериадского апостол Петр увидел Христа, он, не раздумывая, бросился в воду и поплыл к Спасителю. Другие же ученики, как пишет апостол Иоанн Богослов, приплыли в лодке,– ибо недалеко были от земли (Ин. 21, 8). Петр поступил так, потому что истинно раскаялся и хотел попросить прощения у Господа. И попросил. И Христос простил его, трижды спросив: Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15). А Иуда так не поступил.

Продолжение о следует...