Найти тему
Продавцы тоже люди

Отличия российской торговли от советской

Советская торговля не отличалась своей лояльностью по отношению к покупателю и имела множество недостатков, описать которые вряд ли можно в рамках короткой заметки. Всё познаётся в сравнении, и поэтому мы решили описать некоторые из бросающихся в глаза черт, полностью изменивших облик торговли после развала СССР.

Свобода выбора

Всё больше и больше основанных в советское время заводов становятся жертвами «хищнической» натуры капитализма и превращаются в торговые центры, дающие приют разнообразным магазинам от дешёвых забегаловок до фешенебельных бутиков. И в этом нет ничего плохого, так как признаком современного общества является развитая сфера услуг с целой сетью предприятий торговли. Именно в XXI веке продавцы и покупатели получили возможность самостоятельно решать, где, как, в каком количестве и в какую цену продавать и покупать, в то время как для советской системы такой подход был непозволительной роскошью. Раньше покупатель был фактически «привязан» к небольшому количеству локальных торговых точек с их ограниченным набором товаров и услуг, а продавец не имел возможности свободного перехода с одного места работы на другое для наилучшей реализации своих способностей. К счастью, это уже в прошлом.

Байкальские продавцы. Photo by Peggy_Marco on Pixabay
Байкальские продавцы. Photo by Peggy_Marco on Pixabay

Роль блата

Отсутствие конкуренции в советской розничной торговле было отнюдь не достоинством советской системы и привело к состязательности между покупателями. Товары, необходимые в повседневной жизни, покупателям приходилось «доставать» через знакомых продавцов или же «обменивать» на другие услуги. Была и состязательность между продавцами, так как хорошие рабочие места передавались, как правило, по знакомству. Сейчас же вряд ли кому-то пригождаются неформальные связи, чтобы приобрести, скажем, электрочайник или телевизор. Либерализация торговли привела к массовому потреблению и искоренила мешающую всем состязательность между покупателями. Однако её отголоски до сих пор присутствуют в поведении покупателей, стоящих в буквальном смысле слова плечом к плечу и переживающих, что им не достанется вожделенного товара… Гречки, например.

Авторитет продавца

Привилегированное положение продавца в советской системе давало ему дополнительную власть. Продавцы принимали решения, кто из покупателей получит дефицитный товар, в большинстве случаев даже не доходивший до прилавка и раскупавшийся по блату. Покупатель же при этом был безропотным и редко предъявлял претензии, даже если ему «подсовывали» некачественный товар. В настоящее время продавец в меньшей мере чем когда-либо может влиять на выбор и поведение покупателей, а покупатель сам голосует «рублём» за приглянувшийся товар. Меньше всего современный продавец заинтересован в отпугивании клиентов недоброжелательным отношением, так как они могут перейти к конкурентам и приносить им прибыль. Однако же агрессивные мифы о продавцах, к сожалению, благополучно перекочевали из советского времени в современность, обесценивая при этом нелёгкую работу продавцов.

Обман покупателя

Обвес и обсчёт были нормальными явлениями в советское время, и они были напрямую связаны с властью продавца над покупателем. Слухи о непорядочности современных продавцов тоже существуют, однако им не стоит верить на слово. Вопреки стереотипам, часто встречающимся среди покупателей старшего поколения, подобные практики канули в Лету вместе с СССР, так как обман покупателя экономически невыгоден современным продавцам. Очень часто их зарплаты напрямую зависят от объёма продаж, поддерживать который без лояльности клиентов вряд ли будет возможным. Да и покупатели уже давно не позволяют к себе отношения, типичного для советской торговли, так что данную особенность советской торговли следует считать изжившей себя в современном обществе.

Какими ещё отличиями должен быть, на Ваш взгляд, дополнен этот список? А что ещё предстоит сделать для улучшения нашей торговли?

А о миссии канала «Продавцы – тоже люди» можно прочитать здесь.