У каждая свой путь к Богу - вроде бы прописная истина. Но как понять, что она про тебя тоже. В конце концов есть ведь такой простой способ решения подобных вопросов как атеизм. Не верю и все. Что тут еще можно сказать или искать? Пожалуй только искусство способно вернуть нас к копанию в подобных проблемах. И то при условии, что оно делается талантливо или, по крайней мере, мастерски.
Польский фильм "Тело Христово" очевидно из первой категории. Конечно в нём есть хорошая история, которая многое решает и важна для любой драмы. Но чего будут стоить переживания героев, если они оставляют равнодушными зрителя или вовсе побуждают его прекратить просмотр. Режиссёр Ян Комаса, что называется, держит аудиторию. Причем без таких важных сюжетных поворотов, как убийство, погоня или любовный треугольник. В центре сюжета именно вера в Бога.
Молодой, а точнее даже юный, заключенный Даниэль отбывает наказание в колонии и выходит на свободу. Его путь лежит на лесопилку, куда бывшего зека рекомендовал тюремный ксёндз. Но проверенный способ адаптации к новой жизни ему как-то не по душе. Парень заходит в местный храм и случайно знакомится со священником. Слово за слово и реальное прошлое отходит на второй план, у Даниэля зреет замысел попробовать себя в новом качестве - церковнослужителя. Нужная для этого дела колоратка (рубашка пастора) у него есть, остальное легко придумывается по ходу дела. Вот и сам местный ксёндз уже просит его подменить на несколько дней, пока он уедет в город на лечение.
Словом, обман закручивается в сложный узел. А развязывать его вроде и нет нужды - Даниэль оказывается способным к этому делу. Ему внемлют прихожане, начинает прислушиваться молодёжь... А самое главное, в нём самом нет никакой корысти, лишь желание следовать своим порывам и желаниям. Авторитет юного настоятеля быстро растёт. Он успешно справляется с первыми трудностями. Настойчивые усилия позволяют примирить родителей погибших в аварии ребят с женой человека, который стал её причиной. У вчерашнего зека растёт самооценка. Но обман висит дамокловым мечем и по всему видно должен как-то всплыть наружу.
Случай вывести ксёндза-самозванца на чистую воду предоставляется во время освящения нового цеха лесопилки. Там среди рабочих Даниэль узнаёт одного из знакомых по совместной отсидке. Cюжет начинает крениться в сторону банального шантажа. Но быстро выясняется, что не это главное.
Главная интрига в том, как тюремный ксендз реагирует на аферу своего бывшего подопечного. Это ведь поистине выбор между адом и раем. С одной стороны ты всех ввёл в заблуждение, тем самым нарушив заповеди Христа. С другой - люди тебе верят, тебя слушают. Можно ли найти приемлемый для всех компромисс в этой ситуации? Можно, только это уже другая история, раскручивать которую полный праведного гнева ксёндз откровенно не хочет. Он просто рубит всё под корень. В результате Даниэль вновь в тюрьме. На кафедре сельской церкви опять престарелый настоятель. Все несчастливы, зато восстановлена справедливость. Вот только кому она такая нужна? Одному богу?
Фильм получил хорошие оценки польской критики, стал лауреатом национального кинофестиваля в Гдыне и даже попал в шорт лист номинантов на Оскар 2019 года. Но гораздо важнее то, какие проблемы он поднимает, как ставит вопрос об умении церкви адаптироваться к новым обстоятельствам. Скажите, крайности? А по-моему нет, в жизни всё бывает еще сложнее, еще драматичнее, чем в кино. Поэтому смелость режиссёра вряд ли кто-то сочтет оскорбительной.