Найти тему
Territorio mentis

Транспортировать нефть оригинальным способом: чем бакинцы ответили немцам, перерезавшим в 1942-м железную дорогу

20 апреля 1942 года на дне рождения Адольфу Гитлеру преподнесли необычный торт. На нём был изображён ландшафт Кавказского региона и Каспия. В центре красовалось подобие нефтяной вышки и надпись – Baku (Баку). Фюрер, чьим горячим желанием был захват бакинской нефти, оценил этот подарок. Дело оставалось за малым: воплотить мечты в жизнь.

-2

Три месяца спустя, 23 июля 1942 года, Гитлер издал директиву за №45, предусматривающую проведение операции под кодовым названием «Эдельвейс». Её конечной целью был захват советского черноморского побережья и всего Кавказского региона (в том числе Баку). Взятие азербайджанской столицы было намечено на 25 сентября 1942 года. И Гитлер был настолько уверен в успехе этого предприятия, что учредил Имперский комиссариат «Кавказ» и назначил его рейхскомиссаром Арно Шикеданца – видного партийного деятеля Третьего рейха.

-3

Для реализации плана операции «Эдельвейс» немцы задействовали
167 тыс. солдат, 1130 танков и 1000 самолётов. Преодолевая сопротивление советских войск группы армий «А» и «Б» начали наступление в южном и юго-восточном направлениях.

В то же самое время столица Азербайджана, переведённая на военное положение, готовилась к обороне и продолжала усиленно работать для удовлетворения нужд фронта, который с каждым днём требовал всё больше и больше топлива.

Для увеличения добычи нефти на Апшеронском полуострове невиданными темпами шла разведка и освоение новых месторождений. От буровых до нефтеперерабатывающих предприятий прокладывались нефтепроводы. Огромные железнодорожные составы круглосуточно подгонялись под заправочные установки.

Но по мере продвижения германских войск на восток, захвата такого важного транспортного узла как Ростов-на-Дону и территории вплоть
до реки Терек, транспортные пути для снабжения основных сил армии горючим оказались перерезанными.

Однако после этого поставки нефтепродуктов в центральную часть Советского Союза не прекратились. Было решено открыть новый транспортный маршрут: через Каспийское море в г. Красноводск (Туркмения) и г. Гурьев (Казахстан), а уже там переливать горючее
в цистерны и по железной дороге доставлять его на фронт.

И хотя каспийский нефтеналивной флот не был готов к такому объёму перевозок, азербайджанские инженеры нашли выход из сложившейся ситуации. Они предложили не применяемый прежде способ, при котором цистерны с топливом опускались в воду, сцеплялись друг с другом, после чего буксировочный катер тянул их за собой.

-4

Так каждую ночь из Баку на другой берег Каспия уходили «караваны», включавшие в себя до 35 цистерн. Путь этот был не только труден, но и опасен. Штормящее море грозило потопить и груз, и тянущее его судно. К тому же лётчики люфтваффе получили приказ бомбить суда на Каспии. И чтобы противостоять налётам, на корабли стали устанавливать средства противовоздушной обороны.

Отбиваясь от вражеских самолётов, моряки-каспийцы продолжали держать заданный курс, по примеру Ладожского озера превратив морские воды во вторую «дорогу жизни». Ведь можно с уверенностью сказать, что без бакинской нефти, без горючего и смазочных материалов бóльшая часть советской боевой техники попросту бы встала, превратившись в бесполезный металлолом.

В таком бедственном положении, например, летом 1942 года оказался немецкий Африканский корпус под командованием Эрвина Роммеля. За время наступления на Александрию запасы горючего истощились, и в результате уже при битве при Аль-Аламейне часть немецких танков использовалась в качестве стационарных огневых точек. А при последующем отступлении пригодную к бою технику за отсутствием горючего пришлось взорвать либо бросить.

Брошенные немецкие танки Африканского корпуса
Брошенные немецкие танки Африканского корпуса

Вам могут быть интересны статьи:

-6