Вооруженный бронепоезд уехал на Восток. /Фото: russianarms.ru
Большинство бронепоездов СССР были утилизированы в 1950-х, кроме некоторых экземпляров, которые стали реквизитом для киностудий. И это несмотря на то, что геополитическая ситуация в мире стала накаливаться практически в геометрической прогрессии - началась Холодная война.
Однако некоторые бронепоезда все же продолжили службу, только теперь в пограничных войсках. Так, часть составов были отправлены на границы Украинской ССР, Прибалтийскими республиками. На Востоке же бронепоезда стали разъезжать на советско-китайской границе. И, как показала история, именно в последнем регионе они чуть не пригодились.
В эпоху Холодной войны защите границ уделяли особое внимание. /Фото: regnum.ru
Отношения с КНР стали накаляться еще в начале 1960-х: обе коммунистические державы периодически сталкивались в самых разных вопросах, в том числе идеологических, однако острее всех стояли территориальные претензии.
Апогеем этого противостояния стало вооруженное столкновение на острове Даманском. В боях, продолжавшихся в течение двух недель, были даже задействованы танки, а также реактивные системы залпового огня «Град», которые и стали решающей силой, разбившей китайские подразделения.
Конфликт на острове Даманском так и не закончился территориальным переделом. /Фото: morpolit.milportal.ru
В этих условиях особенно остро встал вопрос укрепления границ, а значит, усиления Дальневосточного военного округа (ДВО) и Забайкальского военного округа (ЗабВО). Однако только передислокации большего количества войск оказалось недостаточно. Все дело в том, что эта мера не могла значительно повлиять на защиту таких стратегических объектов как мосты и железнодорожные разъезды - нужна была техника.
Тут-то командование и вспомнило о бронированных поездах, которые показались наиболее приемлемым вариантом прикрытия железнодорожных объектов. Вот только работающих составов практически не осталось - с западных границ их не «вытащишь», а остальные были давно утилизированы. Возникла необходимость создания новых экземпляров.
Через двадцать лет после окончания ВОВ о бронепоездах внезапно вспомнили. /Фото: narod.ru
Так как специальные подразделения по созданию и обслуживанию бронепоездов были давно расформированы, работы по проектированию новых составов поручили Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. Малышева.
Специалисты быстро взялись за дело, используя уже имеющийся опыт работы с железнодорожными составами. В результате, 1 марта 1970 г. был издан Приказ № 029 Министра обороны СССР - на вооружение была принята подвижная бронированная железнодорожная единица, названная «бронелетучка БТЛ-1» («бронированная тепловозная летучка, первая»).
БТЛ-1 с танком на платформе. /Фото: pikabu.ru
В качестве основы для состава был взят бронированный тепловоз ТГМ1. Основное его назначение: транспортировка десанта, который имеет возможность отстреливаться прямо с вагона благодаря наличию амбразур для стрельбы из личного оружия.
Кроме тепловоза, в составе БТЛ-1 располагались две платформы с артиллерийским вооружением. Интересно, что орудия не привязывалось к бепо (сокр. от «броневой поезд») намертво — на платформах могли также размещаться серийные танки, причем любого имеющегося типа.
БТЛ-1 во время учений. /Фото: naukatehnika.com
По расчётам проектировщиков, один состав БТЛ-1 способен был защищать около ста километров границы. Кроме того, в условиях боевых действий он сможет надёжно защитить один железнодорожный объект.
Впервые бронелетучка была продемонстрирована в 1975 году, в ходе учений в чест Юбилея Победы в Великой отечественной войне. Всего было построено 40 составов БТЛ-1. Но послужили они недолго, и по прямому - боевому - назначению так и не использовались: в начале 1980-х годов, после потепления в отношениях СССР и КНР, состав были переведены в резерв, а в 1990 году бронепоезда были расформированы.
Источник: https://novate.ru/blogs/120420/54113/