Раньше такого понятия как «буллинг» не было, но у детей травля присутствовала во все времена.
Оля училась в 10 классе. Как обычно и бывает, он состоял из учеников разных классов, поэтому пришлось знакомиться и привыкать к новым одноклассникам. Конечно, заочно, за 9 лет учебы, все в лицо друг друга выучили, но характеры и привычки узнавались только со временем. И вот к концу первой четверти, когда уже все кое-как привыкли, появился объект для насмешек и издевательств. Выбрали скромную, тихую и добрую девочку Лену. Она одевалась просто, отвечала редко, общалась мало и, кажется, смотрела на мир совсем другими глазами, короче, была не такая как все. И вот великовозрастные «дети» не оставляли ее в покое.
Оля в первое время в новом классе была занята своими делами и не замечала, что происходит вокруг. Лена до десятого класса не была ее одноклассницей, и поэтому Оля ее тоже особо не знала. Но когда издевательства стали слишком откровенными, ее это возмутило. Ей было жалко таких людей. Оля искренно не понимала, почему надо над кем-то смеяться, кого-то обижать, при этом самоутверждаясь. И она стала заступаться за девочку. Олю в классе уважали, она была старостой, училась хорошо, и отношения со всеми были дружеские. Поэтому от Лены быстро все отстали. Видимо, и возраст сказался. Уже не маленькие дети, каждый умеет думать, рассуждать и переключаться на что-то другое.
Почему Оля очень хорошо понимала чувства изгоев, принимала близко к сердцу все их страдания, она осознала через много лет после окончания школы. Как-то вдруг всплыли из подсознания детские воспоминания, которые память запрятала надолго глубоко и надежно.
Оля с Викой ходили в одну группу в детский сад. Вика с малых лет была самостоятельной, уверенной в себе. Она даже с пяти лет сама шла твердой походкой в садик, переходя, на минуточку, две проезжие части. Но в группе они не общались. Поэтому больше девочка ничего из сада про Вику не помнила.
Оля искренне восхищалась каждой травинкой, каждой букашкой, наслаждалась красотой окружающего мира. Она всегда была открытой, жизнерадостной девочкой, готовой для общения со всеми. Поэтому, когда поступила в 1 класс, совершенно не чувствовала дискомфорт в новом окружении и с новыми людьми. Так получилось, что и Вика попала в тот же класс. И это в корне поменяло Олю и ее отношение к миру навсегда.
Сначала, как обычно бывает в новом коллективе, хотя у детей происходит привыкание быстрее, все притирались друг к другу. Больше были заняты учебой, новым расписанием. Но чем дольше проводили ребята времени в школе, тем больше привыкали и осваивались в коллективе. И как-то незаметно для всех в классе появился неформальный лидер. Им стала Вика. Она сумела быстро втереться в доверие и к одноклассникам, и к учителям. Стала буквально управлять ребятами как марионетками. А все ей беспрекословно подчинялись. И только Оля продолжала пребывать в розовых очках, смотря на мир широко открытыми глазами. Видимо, это послужило тем, что ей отвели роль «белой вороны». И началось…
Сначала весь класс перестал с ней разговаривать, это продолжалось некоторое время. Оля не понимала, что происходит (объяснить ей причины никто не удосужился), но все равно пока уверенно шла в школу, стараясь не принимать близко к сердцу внезапные перемены. Дело в том, что и одной ей было комфортно, она не чувствовала себя одиноко, видела радости в другом.
Очевидно, Вику это не удовлетворило, она стала диктовать детям обидные фразы, унизительные слова, которые те спешили озвучить Оле. Здесь уже девочке стало больнее. Она не понимала причину такого отношения. Почему она, готовая дружить, прийти на помощь в любую минуту, заслужила такие «грязные» слова?
Но и этого Вике было мало. Олю перестали пускать в раздевалку, из-за этого она опаздывала на урок физкультуры, и учитель ругал ее. Мальчишки сбрасывали на пол вещи с ее парты, и пока она собирала их, учитель ругал ее за небрежность и задержку урока. Оля приходила домой и плакала, но в школе не позволяла проронить ни слезинки. Ее мама стала замечать, что из жизнерадостного ребенка дочь превращается в тихого испуганного котенка. Она с трудом уговорила девочку рассказать, что происходит. Узнав все, мама пошла в школу побеседовать с классным руководителем. Но та категорически отрицала подобную ситуацию (мы помним, что Вика была любимицей учителей). Мама решила спросить у Вики, почему такое отношение к ее дочери. Но девочка смотрела на маму ангельскими глазками и говорила, что прекрасно относится к Оле. Мама ушла ни с чем. Правда, на физкультуре в раздевалку ее стали пускать. Так закончился первый класс.
Во втором классе все продолжилось. К удивлению Оли, у нее появились подружки. Одна была новенькая, что часто в классе принимается в штыки, а вторая почему-то просто стала дружить с Олей, может, устала слушать Викины команды? Но теперь из-за нее доставалось девочкам. Если Олю никогда не трогали физически, то подружек ее стали не только обижать словами, но и толкать, пинать, бить вениками. Их зажимали по углам и заставляли перестать дружить с Олей. Девочки не сдавались. А Оля всегда заступалась за них. Постепенно натиск уменьшился. Одноклассницы просто дружили втроем и ни с кем не выясняли отношения. Так и прошла вся начальная школа. А в средней школе…
А в средней школе все изменилось. За эти непростые годы Оля стала другой. Она уже не умела открыто радоваться, хотя в душе понимала, что мир все равно прекрасен. И веру в людей не потеряла. Готова была дружить, не перестала быть доброй и отзывчивой. Но стала очень скромной, стеснительной и робкой. А Вика вдруг поменяла тактику ведения войны и из врага переквалифицировалась в подругу. Она была с Олей везде: в школе, на улице, звала гулять, приходила в гости. Заполнила собой все пространство. Оля всегда была открыта для дружбы и незлопамятна, поэтому общалась с «новой» подругой спокойно. Но душу Вике не раскрывала (впрочем, она никому ее не раскрывала, умела хранить все в себе, так было спокойней). А та, наоборот, делилась своими проблемами, тайнами, переживаниями. Оля, чем могла, помогала, где советом, где сочувствием. Так и «дружили».
Но самое интересное происходило в классе. Чем старше становились дети, тем меньше общались с Викой, а вот к Оле тянулось все больше одноклассников. Хотя девочка совершенно не набивалась ни к кому в друзья и сама никого не призывала. В 9 классе уже никто с Викой не поддерживал отношений, она даже на переменах уходила к ребятам из параллели, потому что здесь ее не замечали просто, кроме Оли. А Оля стала старостой, лидером, ее уважали, к ее мнению прислушивались.
Вика продолжала уделять ей свое внимание, но не так навязчиво, как это было ранее. В классе Оле все говорили: «Зачем ты с ней дружишь, она плохой человек»
Почему так произошло? Почему из неформального лидера человек превратился в изгоя? Почему Вика и Оля со временем поменялись местами, причем без каких-либо усилий с Олиной стороны? Спустя много лет, после тех событий, Оля иногда задумывается: почему мир так устроен, почему кто-то должен страдать, а кто-то самоутверждаться, почему нельзя наслаждаться жизнью и радоваться каждому дню…
Но любоваться природой и приходить в восторг от каждой букашки она не перестала…
Интересно, как люди попадают в категорию "белых ворон"? По каким критериям их отбирают в изгои?
Пишите комментарии, интересно узнать ваше мнение.