Найти в Дзене

История братства Азербайджана и Турции

Не знаю почему, но в дни моего детства, 9 мая, когда в Баку праздновался День победы отец всегда отвозил нас к памятнику Наримана Нариманова и именно от него мы с братиком любовались Салютом победы, на фоне невероятно красивой Бакинской бухты. И вот сегодня мне захотелось поведать вам интересную историю братства Азербайджана и Турции, связанную с именем этого великого и в то же время такого противоречивого руководителя Советского Азербайджана.

История помнит много моментов, когда, как у нас говорят: "Иногда и железные ворота стучатся в деревянные", т.е. когда большие и сильные государства просят о помощи своих "меньших братьев". Нечто подобное произошло в 1920-ом году между Турцией и Азербайджаном.

3 мая 1920-го года Мустафа Кемаль Ататюрк написал письмо командиру Турецкого восточного фронта Казым Муса Карабекиру, в котором были такие строки: "У нашего государства совсем не осталось денег. Также не осталось никаких источников внутри страны, где мы могли бы сейчас найти средства. До того, как мы сможем найти подобные источники, прошу Вас обратиться к правительству Азербайджана и попросить у них денег в долг". Казым Паша передал эту просьбу Азербайджанскому правительству, которое возглавлял Нариман Нариманов. В течении короткого времени он отправил в Турцию 500 кг золота, 30 танкеров нефти, 2 танкера бензина и 8 танкеров керосина. Затем в течении года еще 62 танкера нефти, бензина и керосина. После чего Ататюрк лично написал письмо Н.Нариманову с просьбой о дополнительной помощи.

-2

До 1922-го года Азербайджан отправил Турции более 9 тыс. тон керосина, 350 тон бензина, но самое главное Нариманов приказал отправить в Турцию 10 млн. золотых рублей, собранных у населения (видимо в процессе раскулачивания) и предназначенных для отправки в Москву. И вот тут-то, как мне кажется и "зарыта собака". Отправить такую сумму самолично он вряд ли смог бы, требовалось согласие верхов. Москва наверняка не согласилась бы просто так расстаться с такими деньгами. И вот именно следом за отправкой этих денег в Турцию, Нариманов неожиданно соглашается, на то против чего так категорично выступал с момента установления советской власти в Азербайджане - передать Зангезур (а так же примыкающий к нему и фактически входивший в состав Зангезура район Дерелеяз) в состав Армянской ССР. Да он согласился, хоть и написал в телеграмме Ленину: «В пользу Армении Азербайджан отказался от своей территории, в то время как по политическим соображениям нельзя было этого делать». Произошло немыслимое - территория Армении оказалась между Азербайджанскими землями и буквально отделила Нахичевань от всего Азербайджана. С точки зрения тюрков это событие было еще более трагичным, ведь некогда связанный между собой весь Тюркский мир, теперь оказался разделенным на два части.

-3

Кто знает, может те самые деньги, потраченные на спасение Турции и оказавшие огромное влияние на перелом в долгой и страшной войне за само существование Турецкой Республики, оказались платой за это. Кто знает...

Вскоре Турция окрепла и заявила о том, что готова начать выплату долга. На что Нариман Нариманов написал Мустафа Кемаль Ататюрку: "У нас брат брату дарит, а не одалживает. Брат всегда протянет брату руку помощи. Как братья, мы всегда помогали вам и будем помогать в будущем".

-4

Под конец этой истории хочу написать еще пару строк о Нариман Нариманове, чтобы лучше описать его личность. Его полное имя Нарима́н Кербалаи Наджа́ф оглы́ Нарима́нов. Титул "кербалаи" в его имени означает, что этот человек совершил паломничество в мусульманскую святыню Кербалу (город в Ираке, где был обезглавлен имам Хусейн). Наличие подобного титула в у Нариманова у многих вызывает недоумение, ведь наличие мусульманского титула у революционера и руководителя советской республики было неприемлемо, не говоря уже о том, что в Кербале Н.Нариманов никогда не был. На самом деле все просто - этот титул относится не к Нариману, а к его отцу, т.е. Кербалаи Наджаф оглы, переводится как "сын Кербалаи Наджафа".

Нариман родился в очень бедной семье, но смог получить хорошее образование благодаря стипендии, которую ему, как и тысячам других студентов, выделил наш великий меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев. Но затем, движимый идеями революции, он начал выступать против всех нефтепромышленников, в том числе и Гаджи Зейналабдина, от которого он все еще получал деньги. Зейналабдин грустно упрекнул его в этом. В ответ Нариманов выступил на революционном съезде с пылкой речью: "Никому я не давал права и не позволю за презренный металл заставить меня молчать, когда в это же время не только открыто говорят, но проливают свою кровь за освобождение от царского гнёта. Перед всем съездом я с радостью отказываюсь от стипендии г. Тагиева, чтобы быть свободным от тиранов нашего времени и чтобы потомки наши не продавали себя за презренное золото!" Что сказать... Пылко, по революционному, но как то слишком уж неблагодарно. Далее он уже своими силами получил высшее медицинское образование, долгое время работал врачом в Баку, посещал остров Наргин во время эпидемии брюшного тифа и холеры (тогда когда там был организован концлагерь, в котором содержалось более 7000 турецких солдат, взятых в плен в войне против Османской империи в ходе Первой мировой войны), а так же во время ссылки участвовал в борьбе с чумой в степях Киргизии. Создал первую в Азербайджане публичную библиотеку. Вход в нее для всех бедняков был бесплатным, а муллам которые стеснялись ее посещать он посылал газеты, книги и журналы прямо домой (кстати, позже они же и добились ее закрытия). Перевел пьесу Гоголя "Ревизор" и сам, с большим успехом, сыграл в ней городничего, а затем написал и собственную пьесу "Беда от языка" и с успехом поставил ее в Тагиевском театре. Далее он сыграл роль Наджаф-бека в "Разоренном гнезде" Ахвердова, а так же поставил и сыграл главную роль в комедии Тургенева "Холостяк". В 1912-ом году, находясь в Астрахани он и там умудрился создать первый в истории города мусульманский театр, стал его режиссером и исполнителем ролей. В 1899 году он издал сразу два учебника: «Краткую грамматику тюркско-азербайджанского языка» и «Самоучитель русского языка». Написал роман "Бахадур и Сона", историческую трагедию "Надир-шах", а также кучу книг про Ленина (но кто о нем в те годы не писал?).

С 1920 до 1922 года был руководителем Советского Азербайджана, с 1922 года стал председателем Центрального исполнительного комитета СССР и фактически совместно с Лениным руководил советским союзом. Скончался 19 марта 1925 года, в Москве. По официальной версии, скончался он от сердечного приступа, но есть и множество версий о том, что его убили. На два дня во всех учреждениях, а в день его похорон и по всему Советскому Союзу был объявлен траур. Похоронили Наримана Нариманова в Кремлевской стене и он является единственным Азербайджанцем похороненным там.

В написании этой статьи использовались материалы книги А.Шамсаддинова "Связи Турции с Советским Союзом в годы Освободительной войны (A. Şəmsəddinov, Qurtuluş savaşı illərində Türkiyə – Sovetlər Birliyi əlaqələri), а так же огромное количество информации из Википедии.

Буду рад вашим отзывам и оценке этой статьи.

Читайте так-же: Загадочная крепость Азербайджана, Прометей на скале Бешбармаг и Что значит "Пить воду с его рук"