На территории России эпохи Возрождения росписи не было, и потому последующая за Возрождением эпоха барокко в России была отличной от эпохи барокко в Северной Европе. Если Возрождение – это всплеск эмоций, утверждение, что человек – творец природы, её венец, что он может всё, то барокко ознаменовала собой разочарование в этом утверждении, это более пессимистичный период, и росписи на стенах этому периоду соответствовали. Теперь человек становился лишь песчинкой во Вселенной, маленькой, ни на что не способной, а природа властвовала над ним. Природа и силы, подвластные ей.
Как уже говорилось выше, искусство, следующее за эпохой Возрождения, гораздо сложнее и противоречивее своего предшественника. И в первую очередь это выделяется в содержании и художественных формах. Несмотря на своеобразное разочарование в человеке, он всё равно остаётся в центре внимания. Более того, Титаны, которые были воспеты Возрождением, практически уходят с арены и полностью заменяются на человека. Воспевание человека становится эмоциональным и конкретным. Теперь реальную жизнь показывают через трагедии, комедии, конфликты или сатиру. Центром новой эпохи искусства барокко становится Рим. Власть и церковь захотели использовать искусство в собственных целях, увидев, как оно влияет на людей. С помощью искусство можно было заставить человека благоговеть перед властью, ослепить великолепием и заставить поверить, что власть, действительно, на страже прав человека. По этой причине матера эпохи барокко отличаются тяготением к пафосу, монументальной приподнятости, сложным и большим формам. Живописцы создают иллюзию необъятного пространства, расписывая стены церквей и храмов сюжетами на мифологические и религиозные сюжеты. Сложнейшие ракурсы, движения фигур, перспективные построения исполнены с виртуозным мастерством.
В 18 веке искусство изменилось – формы позднего барокко слились с формами декоративного стиля рококо. В это время в Италии раскапываются древние города – похороненный под пеплом и камнями Помпеи и Геркуланум – благодаря чему опять просыпается интерес к античности и античной культуре. Снова Рим стал центром не просто итальянской культуры, а культуры всей Европы. Со временем рококо можно связать имя знаменитого живописца Джованни Батиста Тьеполо, который хоть и был итальянцем, но творил не только в Италии, но также в Испании, в Германии, также его произведения украшали русские дворцы. В своих работах он изображал летящих ангелов, античных героев и Богов, парящих в небесах. Наиболее известной его росписью является роспись дворца в Вюрцбурге. В отличие от мастеров и художников эпохи барокко, Джованни Тьеполо создаёт более лёгкие и понятные композиции, в которых люди разделены воздухом. В венецианском палаццо Лабиа находятся его фрески «Пир Антония и Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры».
Нестандартно и необычно развивалось искусство в 19 веке. В это время мировая литература достигает своего самого большого расцвета, а что касается росписи стен, то после Возрождения, барокко и рококо, этот вид искусства переживает свой кризис. Монументальные формы распадаются, а станковая живопись получает своё развитие и распространение.
В 20 же веке в связи с многочисленными войнами искусство вовсе переживает упадок. То, что мы сейчас называем современной росписью стен, начинает зарождаться в 30-е года одновременно в двух странах – Мексике и Советском Союзе. В Мексике лидерами возрождения искусства можно назвать живописцев Хосе Клименте Ороско, Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос. Мексиканцев этого этапа интересуют не столько сами формы, сколько пути превращения объекта в символ. Для них не важна гармония, к которой любое искусство стремится, в их понимании искусство должно стать политически активным. Мексиканское «возрождение» сделало свой рывок в момент, когда роспись интерьеров вышла в городскую среду и на фасады зданий. Первым, кто провёл такой опыт, стал Ороско, который в 1948 году создал «Национальную аллегорию» в театре Мексики.
Роспись начинает занимать главенствующее место в композиции крупных зданий в 1950-е годы. И по этому пути идут многие художники всех стран мира, в том числе и Советского Союза.
В СССР роспись возродилась ещё до ВОВ в 20-е года 20 века. До Октябрьской революции Ленин писал, что массам необходимо предоставить некий идеал, роскошный и величественный, к которому нужно стремиться, на который надо равняться. И этот идеал, конечно, должен быть социалистическим и демократическим. Владимир Владимирович создал «план монументальной пропаганды», а революция представила этот план перед художниками как практическую задачу, которую они обязаны решить.
В Декрете Совнаркома от 1918 года выражается желание, чтобы через 2 недели, то есть к Первомайскому празднику 1918 года, были сняты «наиболее уродливые истуканы» монархического режима и выставлены «первые модели новых памятников на суд масс». Монументальное искусство нашло огромное применение в оформлении общественно-культурных объектов на фасадах и в интерьерах. С появлением акриловых красок были разработаны новые технологии монументально-декоративной росписи. Эта техника (роспись по сухой штукатурке) более доступна, не требует больших физических и временных затрат. Впервые техника росписи акриловыми красками была применена мексиканскими монументалистами. В Советский период был рассвет монументального искусства. Большой вклад внесли такие выдающиеся художники как: Иогансон, Рублев, Дейнека, Фаворский, Тальберк, Мерперт, братья Неклюдовы, Замков, Павленко и многие другие.
Сейчас во всех странах мира наблюдается тенденция увеличения привлекательности и значимости монументально-декоративных росписей. Также получила распространение роспись интерьеров помещений частного характера. Все это позволяет надеяться на востребованность монументально-декоративной живописи в настоящее время.